Беседа 2. Послание к Галатам, 1, 11 — 2, 13

Цикл: Беседы о посланияx апостола Павла

Тематика: Послание к Галатам

Текст набран: Людмила Зотова

Редактура:  Ольга Суровегина


Лекции:


Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

Начинаем нашу с вами беседу о Священном Писании. Это будет 59-я беседа. В прошлый раз мы с вами начали разбирать Послание к Галатам святого апостола Павла. Напомню вам, что это Послание является одним из самых замечательных произведений христианской литературы вообще. Это, можно сказать, первое по времени настоящее богословское произведение. Ведь те послания Павла, которые мы с вами до сих пор разбирали – это Послания к Фессалоникийцам, Послания к Коринфянам – разумеется, они глубокие философские сочинения, но все-таки не предназначены специально для разработки той или иной богословской доктрины, той или иной богословской цели. Они были написаны по конкретным, скорее, нравственным поводам, чем по богословским соображениям. Но вот Послание к Галатам – это глубоко богословское сочинение. Оно маленькое, но, тем не менее, уже в древности оно было очень значимым для христианской жизни и для становления христианства как такового, для защиты христианства, прежде всего, от враждующего с ним на первых этапах пути иудейства и для резкого разграничения, отграничения христианства от всех ветхих религий, к коим можно отнести и иудаизм Ветхого завета, и язычество.

Итак, мы с вами в прошлый раз разобрали Послание к Галатам, 1-я глава, с 1-го по 10-й стих. Основная часть этого Послания, начинающаяся с 6-го стиха 1-й главы, говорит о том, что Павел весьма недоволен галатами, которые уклоняются от Евангелия и принимают у себя в Галатии (а Церкви там основал апостол Павел), принимают там посторонних лже-апостолов, агитаторов, которые агитировали против апостола Павла в пользу еретического иудействующего христианства. Основной тезис иудействующих был следующим: для того, чтобы спастись, человек, конечно, должен уверовать во Христа, ибо нет спасения без Христа, но для того, чтобы быть спасенным во Христе, человек должен принадлежать к избранному народу, к потомкам Авраама, Исаака и Иакова – то есть к Израилю. И поэтому язычники для того, чтобы быть спасенными во Христе, сначала должны были обрезаться и принять на себя Закон Моисея. Для апостола Павла это положение – сначала надо принять Закон на себя и только потом уверовать во Христа, и тогда Христос тебя спасет – это, фактически, разрушение всего христианства. Если бы победила такая точка зрения, точка зрения иудействующих, то христианство в такой форме превратилось бы и выродилось бы в одну из многочисленных иудейских мессианских сект. Нет, христианство было принципиально отлично от всех религий того времени, в том числе, от великой религии Ветхого завета – от религии Моисея и его Закона. Вот именно об этом идет речь в Послании к Галатам, именно это отличие христианства от всех прочих религий Павел пытается доказать и доказывает в Послании к Галатам.

Итак, начинает это Послание Павел недовольством, высказываемым в адрес галатов, которые готовы уже принять обрезание, готовы принять Закон и, тем самым, отступают от истинного Евангелия. Продолжим с вами наш разбор этого Послания. Постольку-поскольку агитаторы иудействующие упрекали апостола Павла во всевозможных грехах, в том числе, что он самозваный апостол, что он не апостол на самом деле, что он не принял Евангелие непосредственно от Иисуса Христа, а научился ему от каких-то уже посредников, от каких-то людей в Иерусалиме, может быть, от тех, кто был истинным апостолом, но Павел-то не истинный апостол. Ну и вообще, много каких упреков эти агитаторы выставляли против апостола Павла, и апостолу приходится защищаться. Вот первые две главы своего Послания фактически он посвящает такой апологии или самозащите. Вот сначала он говорит о своем призвании к апостольству, и об этом речь идет в 1-й главе с 11-го по 24 стих. Почитаем с вами.

Итак, это 1-я глава, 11-й стих. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Итак, Павла упрекали, что он не настоящий апостол, что он не принял Евангелие непосредственно от Иисуса Христа, как другие, что он зависим от иерусалимских авторитетов. Павел защищается. Он указывает на свое призвание и на первые годы своей деятельности (это будет несколько дальше). Вот, он пишет, что его Евангелие идет не от людей, «не есть человеческое», и принял он и научился этому Евангелию через откровение Иисуса Христа. Откровение – имеется в виду явление воскресшего Иисуса Христа апостолу Павлу на пути в Дамаск. Это замечательная история, рассказанная в книге Апостольских Деяний. Откровение Иисуса Христа – то есть открывает Бог.

Дальше, 13-й стих: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». Что значит иудейство? Иудейство – это верность закону. Мы знаем, что апостол Павел был в свои молодые годы фарисеем и воспитывался в фарисейской среде. Он был верен отеческим преданиям, то есть преданиям древних книжников и фарисеев. Вот, прежде он был таким же, какими являются его нынешние противники. Об этом-то апостол Павел и говорит. Он «преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем», то есть среди моих сверстников в Иерусалиме.

15-й стих: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск». Ну, речь идет, конечно, о дамасском откровении, о явлении Господа Иисуса Христа апостолу Павлу тогда, когда апостола из Иерусалима послали, тогда он еще не был апостолом, это был просто Савл, фарисей, которого послали из Иерусалима первосвященники, для того чтобы он преследовал христианскую Церковь в Дамаске. Вот на пути в Дамаск ему явился Иисус Христос. Ну, здесь Павел именно об этом и пишет, что Бог избрал «меня от утробы матери моей». Это такое ветхозаветное выражение. Быть избранным «от утробы матери» – значит, от самого рождения. Но призвал благодатью Бог его уже несколько позже, уже тогда, когда Павел был молодым человеком. И «открыл во мне (в Павле) Сына Своего». Что значит «открыл во мне»? «Во мне» – это семитское выражение, которое можно перевести просто «мне». Открыл мне. То есть, речь идет не о каком-то внутреннем, мистическом, а о вполне объективном переживании, которое, конечно же, было и таинственным, мистическим одновременно. Это было и объективное, и субъективное переживание явления Иисуса Христа. Иисус Христос дал ему задание возвещать Евангелие язычникам. С тех пор апостола мы называем апостолом языков, или апостолом язычников.

Советоваться с людьми при этом не было никакой необходимости, и Павел не пошел в Иерусалим, а пошел в Аравию. Аравия – это страна, не то, что мы сейчас называем Аравийский полуостров, там, Саудовская Аравия. АравИя – я ставлю ударение так, как оно стоит в греческом языке. Аравией называли тогда область, собственно, Палестины. А потом опять возвратился в Дамаск. Все здесь в словах апостола Павла служит цели показать его независимость от Иерусалима, от людей в Иерусалиме. Конечно, в 11-й главе книги Деяний упоминается некоторое посещение Иерусалима, но об этом речь будет несколько позже.

18-й стих. «Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, —и прославляли за меня Бога». Ну, вот здесь упоминается о кратком посещении Иерусалима, для того, чтобы «видеться с Петром» или, как в других местах написано, с Кифой. Кифа – это по-арамейски, а Петр – по-гречески, означает «скала», «камень». «Видеться» (в 18-м стихе) – по-русски лучше было бы передать словом «познакомиться», «познакомиться на равных». Вот и других апостолов он не видел никого, кроме Иакова, брата Господня – здесь тоже все служит цели у апостола Павла показать, что он абсолютно независим в своем апостольстве ни от каких людей. Его апостольство идет непосредственно от Иисуса Христа.

Переходим с вами ко 2-й главе. 2-я глава, первые десять стихов, повествуют нам о том, что апостола Павла, наконец-таки признали другие апостолы, жившие в то время в Иерусалиме. Признали равным себе. 2-я глава Послания к Галатам: «Потом, через четырнадцать лет»… Замечу мимоходом, что Послание к Галатам является тем произведением Нового Завета, благодаря которому мы можем составить не только относительную, но и абсолютную хронологию жизни апостола Павла и вообще многих событий новозаветной истории. Напоминаю вам, что хронология бывает относительная и абсолютная. Относительная хронология жизни или событий, например, может быть такой: когда мне исполнилось семь лет, я поступил в среднюю школу; там я отучился десять лет, после этого я поступил, скажем, в институт или пошел в армию и так далее. А в каком году это было – в 1960-м или в 1990-м – неизвестно. Вот такая хронология, когда известны промежутки между событиями, но неизвестно, когда эти события проходили, называется относительной хронологией. Вот здесь, в Послании к Галатам, нам четко дана относительная хронология. Вот явление апостолу на пути в Дамаск; через три года он ходил в Иерусалим познакомиться с Кифой; через четырнадцать лет он ходил в Иерусалим снова на Иерусалимский собор; потом совершил какие-то путешествия и так далее. А точку отсчета мы можем найти в книге Деяний, где говорится о том, что во время второго миссионерского путешествия апостола Павла, когда он был в городе Коринф, там прокуратором, наместником римским в этом городе, столичном городе провинции Римской Ахаия, был некто Галлион. И мы знаем из истории Римской империи, когда это было. Таким образом, совмещая Послание к Галатам с его относительной хронологией с книгой Деяний, где указана абсолютная точка отсчета, мы можем получить приблизительную, плюс-минус один год, хронологию – абсолютную хронологию жизни и подвигов апостола Павла. Это очень важно для историков.

Итак, Павел говорит, что через четырнадцать лет он «опять ходил в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался». Итак, через четырнадцать лет Павел ходил в Иерасулим по откровению. Что это за откровение? Здесь Новый Завет нам дает некоторую хронологическую, возможно, и путаницу. Во всяком случае, в книге Деяний упоминается только одно откровение, когда апостол Павел ходил в Иерусалим вместе с апостолом Варнавой. Это книга Деяний, 11 глава, 27 стих и далее. Вот: «В те дни…» Да, Павел пребывает в Антиохии, то есть в Сирии. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла». Итак, откровение, такое пророчество Агава о голоде, когда Павел и Варнава собранные деньги переправили в Иерусалим. Но, возможно, это событие автор книги Деяний, апостол и евангелист Лука, совмещает или разделяет с другим событием: с событием 49-го года, с событием Первого Иерусалимского собора. Но, как бы там ни было, здесь у апостола Павла, конечно, данные о его жизни точнее, чем в книге Деяний. Лука мог получить не совсем точные сведения. В Послании к Галатам, во 2-й главе, говорится именно об Иерусалимском апостольском Соборе. Это первый Собор христианской Церкви, который состоялся приблизительно в 49-м году по Рождестве Христовом.

Итак, он ходил по откровению, предложил там, в Иерусалиме, «и особо знаменитейшим»… Что значит «особо знаменитейшим»? Это не значит, что они особо знаменитейшие, нет. К сожалению, русский перевод здесь нас вводит в некоторое заблуждение. «И предложил там, а знаменитейшим отдельно, особо», то есть в отдельном каком-то особом помещении (вот, это надо переставить здесь слова, чтобы было яснее), он предложил свое благовествование, то есть Евангелие (ну, имеются в виду знаменитейшие апостолы – это Петр, Иоанн, Иаков), «благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался». То есть Павел желает установить, согласно ли его Евангелие с Евангелием других апостолов. Не напрасно ли он подвизался или подвизается. Слово «подвизаться», буквально если переведем с греческого: «а не напрасно ли я бегу или бежал». Это спортивный термин, который означает бег по стадиону, по беговой дорожке. Бегом часто в Новом Завете у апостола Павла обозначается христианский подвиг. Вот, кстати, подвиг, слово «подвиг» – это славянский перевод греческого термина, который означает «соревнование». Подвизаться – означает тоже соревноваться, участвовать в спортивном состязании или бежать в данном случае.

Итак, группа иудействующих в Иерусалиме требовала от новообращенных обрезания, исполнения Закона Моисея, для того чтобы войти в народ Божий. Павел этого от язычников не требовал – ни обрезания, ни исполнения Закона. Он ждал от них только одного: веры. Веры в Бога через Иисуса Христа.

3-й стих 2-й главы. «Но они» (они – это вот эти знаменитейшие апостолы) «и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться». Ну, слово «эллин» в данном случае, конечно, это означает «грек». Но у апостола Павла часто эллин, грек является как бы обобщенным термином для обозначения всех язычников. Всякий язычник – эллин. Иудеи и эллины – весь мир людской для него делится на две вот такие категории. Иудеи – это те, кто веруют в Единого Бога и исполняют Закон Моисея, и эллины, то есть, все остальные язычники, нее только греки, но и римляне, и прочие «варвары». Так вот, значит, апостолы даже Тита, который был с Павлом, хотя он был не обрезан и эллин, не принуждали обрезаться. Напоминаю вам, дорогие радиослушатели, что обрезание – это очень важный элемент в ветхозаветной религии, в иудаизме. Обрезание является той печатью, которая подтверждает жертвенную готовность человека следовать путем Закона Моисея.

У Павла было много врагов. Они пытались его все-таки дискредитировать как-то даже в Иерусалиме, и вот 4-й стих нам говорит: «А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности».

Итак, в этом интересном отрывке, с 3-го по 10-й стих, мы с вами прочитали, что Павел противостал иудействующим ревнителям закона. Они приходили «подсматривать за свободой» апостола Павла. Свобода от Закона имеется в виду. От законных предписаний. Ведь апостол Павел, будучи иудеем, обрезанным, фарисеем, с точки зрения законных ревнителей не имел права даже находиться в одном помещении с язычником, не говоря о том, что он не имел права с ним сидеть за одним столом и питаться. Конечно, всеми этими иудейскими предписаниями Павел пренебрегал. И иудействующие имели полную возможность обвинять его и в безбожии, и в беззаконии, и во всех тяжких преступлениях и грехах. Тем не менее, мудрые апостолы, первоверховные апостолы – вот, Кифа-Петр, Иаков, брат Господень, Иоанн, любимый ученик Господа – они признали Евангелие апостола Павла и самое основное – вот эту необязательность обрезания тоже признали. А они были столпами. Столпы, здесь называет их Павел, столпы дома Божия. Они признали миссию Павла у язычников. Ну, это приблизительно также описывается у евангелиста Луки в книге Деяний, в 15-й главе. Да, действительно, там довольно подробно рассказывается об этих событиях в Иерусалиме, и апостолы, отпуская апостола Павла и Варнаву из Иерусалима, пишут сопроводительное письмо следующее. Вот, почитаю вам Деяния, 15-я глава, 23-й стих: «Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали» (тут отмечу, что это те самые иудействующие агитаторы и проповедники, которые шли из Иерусалима и от лица всех апостолов противились Евангелию апостола Павла. Но здесь вот, в письме из Иерусалима, главные апостолы говорят, что такое им не поручалось), «то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого».

И вот что же все-таки поручили апостолу Павлу и Варнаве иерусалимские апостолы? Проповедовать язычникам, чтобы они воздерживались «от идоложертвенного и крови, от удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Об этих поручениях апостол Павел в Послании к Галатам не говорит. Он указывает только на следующее: «чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности». Что значит «помнили нищих»? То есть собирали деньги, пожертвования в языческих странах для иерусалимских христиан, которые называли себя (это, так сказать, уже почти термином в то время было) нищими. В самом деле, в Иерусалиме христиане (из иудеев, разумеется), жившие среди иудейского населения, испытывали большие трудности. Многие их считали вредными, зловредными сектантами или даже относились к ним, как к язычникам, их не принимали на работу, у них ничего не покупали. То есть они были экономически ограничены, и в общении им был устроен почти бойкот. Они нуждались, и поэтому где бы ни был апостол Павел, он всегда стремился собирать подаяние, жертву для иерусалимских христиан, которые здесь названы нищими.

Итак, Павел не зависит от высших апостолов. Вот, 6-й стих 2-й главы: «в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного». Павел не зависит от них, но по сути в согласии с ними. Перед Богом они не имеют преимуществ: «для меня нет ничего особенного, кем бы они ни были», пишет апостол Павел. Точнее если перевести: «какими бы качествами они ни обладали. Бог не взирает на лицо человека». Павел считает себя отнюдь не ниже этих высших знаменитых апостолов.

Далее, во 2-й главе, начиная с 11-го стиха и до конца, апостол Павел говорит о некой размолвке с Петром, произошедшей в Антиохии. Это очень исторически интересное событие. Вот два великих апостола – первоверховный апостол, можно сказать, глава апостолов Петр, или Кифа, с другой стороны – апостол язычников, великий миссионер и богослов апостол Павел – в Антиохии столкнулись, была размолвка. Разумеется, эта размолвка не привела к дальнейшим каким-то расколам или серьезным последствиям в отношениях между великими апостолами, но Павел очень принципиален и здесь он об этой размолвке без утаения рассказывает. Итак, 2-я глава, начиная с 11-го стиха: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием».

Ну вот история такая, видите: апостол Павел из Иерусалима вернулся в Антиохию, там, где он долго уже жил и где был центр его миссионерской деятельности, это к северу от Палестины, в Сирии. Столица, собственно, Сирии. Там была уже большая христианская Церковь, которая посещалась многими из Иерусалима. Петр некогда по каким-то своим делам приехал в Антиохию, и там Павел лично противостал ему. У нас перевод дали неправильный в 11-м стихе: «потому что он подвергался нареканию». Да нет! Потому, что он заслуживал порицание. Павел вовсе не усугубил какие-то нарекания, которые были уже направлены на Петра. Ничего подобного не было. Итак, перевод будет такой нормальный: «когда Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он заслуживал нарекания». Все нормально, по-человечески. Почему же Петр заслуживал этого нарекания? Потому что Петр, придя в Антиохию, следовал тем указаниям, которые были даны апостольским Собором, общался с необрезанными христианами, как оно и должно, то есть он вместе с ними молился, вместе с ними причащался, вместе с ними трапезничал, сидел за одним столом за обедом, пользовался, может быть, одной посудой. Но это абсолютно немыслимо с точки зрения иудеев и иудействующих христиан, вот этих ревнителей Закона Моисея. И поэтому, когда «некоторые прибыли от Иакова», то есть из Иерусалима, Петр вдруг застеснялся. Ведь это были его знакомые. Ведь это были люди, которые, вернувшись в Иерусалим, будут лить на него грязь, будут говорить, что, вот – он общается с необрезанными, он ест с ними, сидит с ними за одним столом, ест с ними из одной тарелки. Это же немыслимо! И Петр уступил им. Вот видите, 12-й стих: «когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава» (то есть друг и соратник апостола Павла в то время) «был увлечен их лицемерием».

Ну вот, эти люди из Иерусалима считали, что общение за едой с язычниками означало полный разрыв с народом Божьим, то есть с иудеями. А тем самым, с их точки зрения, полный разрыв с возможностью спасения во Христе. Потому что прежде чем быть спасенным во Христе, ты должен сначала стать иудеем. Так они считали.

Это, конечно, полное непонимание новизны Нового Завета во Христе. Полное непонимание. И об этом Павел поведет речь далее. Но я думаю, что дальнейшее представляет собой такую богословскую трудность и такую ценность, что сегодня мы с вами уже не успеем даже прочесть дальнейшего. Остановились мы с вами на 2-й главе Послания Галатам, на 13-м стихе. И в следующий раз мы продолжим наш разбор.

А сегодня я с вами прощаюсь, дорогие радиослушатели, и желаю вам всяческой благодати от Господа нашего.

Материал предоставлен радио «Град Петров»

Добавить комментарий