Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в Неделю 23-ю по Пятидесятнице (13. 11. 2006 г.)

Чтения:  Лк, 8, 26 — 39

Запись и расшифровка – Л.Голубкова

Редактура – О.Суровегина

Сегодня мы с вами услышали, во-первых, отрывок из Послания Галатам апостола Павла, самый конец его замечательного Послания, и знаменитое место о гадаринском бесноватом – ­достаточно причудливый рассказ из синоптических Евангелий. Надо сказать, что первые слушатели этого Предания об исцелении бесноватого были, конечно, иудеи, потому что первая проповедь была прочитана им, а потом она уже пришла в языческий мир. И слушатели те, наверное, испытывали большое удовольствие, если не злорадство, когда они слушали эту историю.

В этой истории открывается то, что для нас сегодня не совсем очевидно, причём многое. Ну, например, говорится о том, что изгоняются бесы из страны, и при этом они называют свое имя ­ «легион».И это имя, конечно, любому жителю Палестины того времени напоминало о том легионе римских легионеров, которые оккупировали эту страну. Это язычники, римляне, «имя им легион». Для нас сейчас это почти ничего не говорит, но для жителей той страны и того времени это говорило о многом. Все они мечтали об изгнании римлян, язычников из своей земли. И силой Божией они были изгнаны в этой истории.

Во-вторых, о чем еще могли услышать в этой истории первые слушатели? Изгнаны не только римляне, но и погибли нечистые животные, с их точки зрения – свиньи.Ведь эти первые слушатели-читатели пребывали еще в рамках ветхозаветных представлений о чистом и нечистом (речь идет об иудеях): для них свинья–это нечистое животное. Они тоже погибли, бросились в море, которое символизирует в Библии верную погибель. Так что вот: и бесы, и язычники, и свиньи нечистые – все изгнаны. Но, конечно, дело не только в этом, не в этом соль и смысл истории, которая нам рассказана.

Кстати, первые слушатели этой истории воспринимали ее как такую неожиданность, как и мы сейчас. Ну, например, то, что этот одержимый бесами живет в гробах или пещерах, в которых располагались гробницы. То, что он вообще одержим. Они вспоминали при этом Ветхий Завет, который знали гораздо лучше, чем мы сегодня знаем, к сожалению. И вспоминали слова пророка Исаии – самый конец его пророчества. Вот зачитаю это пророчество. Исайя пишет от имени Бога:«Я открылся не вопрошавшим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня. „Вот Я! Вот Я!“ – говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» (т.е. неверующему – прим. О.Ианнуария). «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, – к народу, который постоянно оскорбляет Меня …, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево – в сосудах у него; который говорит: «Остановись, не подходи ко мне…» (Ис. 65:1-4).

Но не напоминают ли нам слова этого пророчества то, что мы слышали в нашей евангельской истории? Одержимый бесами живет в гробах и пещерах, и бесы из него вопят к Иисусу: «Что тебе до нас, Сын Божий? Уйди от нас, не мучь нас!»

Да, конечно. Но главное в этой истории еще и другое. То, что бесноватый, когда из него изгнаны бесы, собирается возвещать о своём чудесном исцелении. И Господь посылает его в его семью, в его землю, в его дом, чтобы он сам рассказывал о том, что сотворил с ним Господь. То есть исцеленный становится благовестником среди языческого народа. О том, что он сам был язычником, и речь идёт о языческой стране, видно потому, что Господь переправился из Галилеи на ту сторону Галилейского моря. Галилеяне – это всё-таки верующий народ. А вот по ту сторону страна называлась Десятиградие. Там жили язычники, так что и все люди, которые окружают бесноватого, которые просят Иисуса удалиться из их страны,– тоже все язычники.

Что мы можем для себя извлечь из этой истории? Она полна, конечно, тех археологических фактов, о которых я вам сейчас говорил. Но для нас многое из этого уже осталось в прошлом и не так злободневно. В частности, нечистое животное – свиньи. Для нас они не являются нечистыми, в отличие от ветхозаветного народа, потому что для чистого, как говорится в Евангелии, всё чисто, и всё, что Господь даст в пищу, то чисто. Не в этом дело. Дело не в свиньях.

Дело в язычестве как таковом. Если мы посмотрим вокруг себя… Мы живем в той стране, которая любила и до сих пор отчасти любит называть себя Святой Русью.Не увидим ли мы противоречия между этим горделивым самомнением о Святой Руси и тем, что мы в реальности видимвокруг себя? А видим мы разливанное море язычества. Мы живём «по ту сторону» Галилейского моря. В настоящей языческой стране. Разве это не так? Посмотрите: вы видите вокруг сплошную одержимость. Сплошное беснование, которое то здесь, то там – в общем, всегда пробивало себе в истории место. Вот и сейчас мы наблюдаем тоже самое. Посмотрите на эти толпы беснующихся людей, которые наполняют стадионы во время тех или иных матчей.Разве это не явные признаки одержимости? Они выбегают потом из стадиона и крушат все на своем пути – просто по-настоящему с одержимыми выкриками. Они поклоняются вообще неизвестно чему! Они поклоняются каким-то бесам, каким-то своим идолам. Посмотрите на эти демонстрации безумцев, которые несут портреты своих идолов (скажем, портреты бывшего диктатора Сталина)и тоже готовы сокрушить всё на своём пути. Разве это не беснование? Разве это не язычество? Таких примеров можно приводить сколько угодно. Посмотрите на народ на концертах с этой массой беснующейся,по-настоящему одержимой молодёжью! Они поклоняются своим идолам: звездам рок-музыки, каким-то другим звёздам массовой культуры и зрелищ. Всё это элементы нашей жизни, и мы живем среди этого.

Когда мы смотрим в недавнюю нашу историю (а очень интересно проследить исторические примеры), стоит сравнить две соседние друг другу страны: Германия XX века и Россия, Советский Союз XX века. Посмотрим сначала на Германию. Разве это было не массовая одержимость?Люди поклонялись идолам. Они поклонялись «идеальным» идолам: земле,крови, почве, племени. Они поклонялись человеку, у которого была власть, и возводили его в ранг божества. Знаете его имя… То же самое происходило в нашей стране: поклонялись тоже человеку, который обладал неограниченной властью, наподобие власти антихриста. И поклонялись ему так, что готовы были отдать собственные жизни за этого идола, за это языческое божество. Они поклонялись совершенно бесплотной идее – идее коммунизма, которую возводили в ранг языческого божества. И всё это привело к чему? Господь ведь не потерпел этого. Конец нам известен. И те, и другие идолы рухнули. И там, и там произошло очищение. Но далее, но далее…

Вспомните нашу историю о гадаринском бесноватом в сегодняшнем Евангелии? В Евангелии бесы ушли из бесноватого и попросили не высылать их хотя бы из страны этой.  Чтобы им хоть как-то быть спасенными. Поселить их в том, что считали своим истинным домом и пристанищем. Нечистые духи в нечистом животном. Там им уютно и хорошо. Но Господь им опять позволил вселиться в нечистых свиней, но потом их вместе со свиньями погубил, сбросив в бездну. Тогда приходят жители этой страны, услышавшие о своей утрате – утрате своего имущества, утрате своей цели жизни, можно сказать. И это им не нравится. Да, они очистились. Ну, хорошо, если бы это очищение произошло без всякого участия с нашей стороны, без всякой жертвы. Чтобы все было без всякой потери. Вот жертвенность – одна из основных тем этого рассказа. Если вы хотите очиститься, то необходимо чем-то пожертвовать, так или иначе. Они не хотели этого делать!

Германия была очищена, ну, властью, силой Божией, которая действовала со стороны, благодаря и Советскому Союзу, и союзникам. И народ очистился и принес огромные жертвы. Вспомните Германию послевоенных лет. Эти огромные репарации, этот голод. Народ жертвовал очень многим. И в результате этого как немцы живут? Неплохо. Господь их за это наградил. Конечно, всё временно, всё относительно. Но всё равно, если сравните с нашей «Святой Русью» с ее идеей коммунизма и вспомните о том, что тогда было… Да, люди готовы были отказаться от прежних идолов, но, чтобы всё это было так, чтобы никаких жертв не надо было приносить. А жертвы настали. Настали тяжелые времена начала девяностых годов. И это вызвало негодование, это вызвало ропот! И уже люди были готовы сказать: «Нет, верните нам всё прежнее. Верните нам наших бесов, с ними было лучше». Потому что и каждый из нас время от времени в себя вселяет бесов, даёт им место в себе, даже иногда не желая того. Дает в себе место тем или иным идолам, тем или иным бесам. Наркомания, алкоголизм, всяческие увлечения, которые превосходят все разумное. Каждый в себе найдет таких нечистых духов.

И мы должны помнить о том, что даже силою Божиею, если мы избавляемся от них, то мы должны молиться, чтобы Дух Святой вошел в нас и очистил нас. Чтобы Он вселился в нас. Ибо если мы очищаемся от бесов, от нечистых духов, и оставляем в себе пустое, вычищенное место, то, согласно тем же евангельским повествованиям, это место не останется пустым, но заселится новым, еще большим легионом. Поэтому всегда, всегда мы должны призывать Господа Иисуса к себе ,чтобы пребывать в Духе Святом: «Прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны».

Аминь.

Добавить комментарий