Чтение: Мк, 25 зач., 6, 30-45
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы услышали рассказ о насыщении пяти тысяч голодных людей пятью хлебами и двумя рыбами. Это, конечно, непостижимое чудо, совершенное Божественной силой Господа. В истории изучения и толкования этого евангельского текста было много замечательных экзегетических соображений и нравственных приложений прочитанного. Вот последнее нас сегодня и будет интересовать.
Спросим себя: какой урок для каждого из нас может дать этот рассказ? С кем мы можем отождествить или сравнить себя? Ну, разумеется, прежде всего с той голодной толпой иудеев, которые бежали вслед за Иисусом, куда бы Он ни пошел. Бежали они за Господом не потому, что были физически голодными; не хлеба искали они, но правды Божией. И, наверное, среди них нашлись такие, о которых Господь сказал: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Рассказ об их насыщении, безусловно, символичен и имеет в виду духовное насыщение и обретение духовного блаженства. Но ведь не только это подразумевается в нашей истории. Речь идет также и о реальном, физическом голоде, который утоляет Господь, прибегнувший к Своей Божественной чудотворной силе.
Как это произошло, нам неведомо. Но есть в рассказе один момент, который прямо обращен к нам, ученикам Иисуса Христа. А ведь мы не только можем, но и должны отождествлять себя не только и даже не столько с иудейской толпой, о которой мы говорили, но и с теми учениками, будущими апостолами Господа, которые принимают участие в истории с насыщением.
Ведь каждый из нас, христиан, призван к апостольству, к проповеди Евангелия в той мере, в той форме и в той степени, какие даны нам Господом. Так какова же доля участия учеников Господа в совершенном великом чуде? Как вообще совершаются великие дела в христианстве, и как проявляется в них участие человека?
Господь в Своем чуде делает Своих учеников как бы Своими помощниками и чудесно насыщает народ их руками. Но каково было настроение учеников, благодаря которому они смогли стать проводниками Божественной силы и благодати?
До этой истории они предприняли свое первое проповедническое путешествие. Когда они вернулись к своему Божественному Учителю, они были радостно настроены, но очень голодны и утомлены. Поэтому Иисус сказал им, чтобы они отдохнули в уединении, так как им и поесть было некогда.
Но когда они отплыли на лодке на другой берег озера, народ бросился к ним. О спокойном отдыхе нечего было и думать. Голод и усталость учеников увеличивались до последней степени. И вот в эту минуту Господь вдруг требует от них, чтобы последние, последние пять хлебов и две рыбы, которые у них оставались, они отдали народу.
В каждом такое требование могло бы вызвать чувство внутреннего возмущения: мы ведь и сами голодные, дай нам самим спокойно поесть. Да и мыслимо ли накормить такую толпу пятью хлебами? Они съедят по крохотному кусочку и не почувствуют, а мы вообще умрем с голоду. Пусть они сами пойдут и купят себе поесть.
Но заметим, что ученики Господа поступают не так. Они не ропщут, но, послушные своему Учителю, беспрекословно отдают весь хлеб народу. Они уверены, что если этого требует их Учитель, то значит, так надо. Ни слова жалобы, сомнения или протеста.
Таким образом, ученики в своих отношениях с Иисусом Христом обнаруживают те черты, благодаря которым они и стали великими апостолами: полное самоотречение и послушное доверие Господу. Вот эти свойства: самоотречение и доверие, то есть вера, и суть те условия, при соблюдении которых в христианстве творились великие дела.
Точно так же и в настоящее время все великое в Церкви создается Господом именно через людей, которые обладают этими качествами – самоотречением и верой. Это то, что необходимо всякому христианину.
Самоотречение. Это означает полное забвение о своих личных интересах и выгодах. Но как трудно дается человеку преодоление самого себя, преодоление своего эгоизма. На его пути дух зла воздвигает множество препятствий. Этот дух через наш эгоизм внушает нам сильнейшее чувство жалости к самим себе. Вот это чувство самосожаления и должно быть преодолено самоотречением.
Когда мы призываемся Господом совершить то или иное благое дело, прежде всего возникают препятствия во внешней обстановке. Невозможно достать необходимые для дела средства; лишения в нашей собственной жизни; нет денег; сами голодные; отсутствуют самые необходимые удобства и так далее. Ко всему этому необходимо быть готовым.
Если мы рассчитываем работать в полном комфорте и со всеми удобствами, то с этими расчетами надо покончить раз и навсегда. Такие работники Богу не нужны. Да и Господь нам вовсе не обещал ни физического здоровья, ни богатства, ни удобств. Напротив, Он предсказывал нам крест. Это должны помнить те из нас, кто ищет в христианстве удовлетворения своих естественных нужд. Следует всегда иметь перед глазами великие образы тех служителей Божиих, которые испытали поругания и побои, а также узы, темницу, как говорит нам Писание. Но зато они и одержали великую над миром победу и заставили его признать свои идеалы, свою веру и свои упования.
Далее следуют искушения со стороны людей. Когда вы пожелаете сделать благое дело, вас оклевещут, обольют грязью, осмеют – это неизбежно. И об этой горькой участи Своих учеников предупреждает Господь.
Еще более тяжелое испытание, требующее великого самоотречения – неблагодарность и даже предательство тех людей, о благе которых мы заботились. По-видимому, и это почти неизбежно. Не забудем, что среди учеников Иисуса Христа нашелся Иуда.
Второе качество, которое делает нас послушными орудиями в руках Господа – безграничное доверие к Нему. Были бы ученики Господа обычными недоверчивыми и скупыми людьми, они на требование раздать последний хлеб, возразили бы: «да ведь из этого ничего не выйдет, хлеба слишком мало, все останутся голодными. По крайней мере, пусть мы будем сыты». Но они ошиблись бы. Съели бы эти двенадцать человек свои пять хлебов, и сами остались бы голодными. Мало ведь. И других бы не накормили. Великий урок: не скупитесь! Господь из малого волен сделать великое, надейтесь на Него, верьте Ему.
Итак, когда на нашем христианском пути вырастают трудные задачи, непреодолимые нашими собственными силами, подавляющие нас малодушием и сомнением, тогда мы должны поручить себя Господу Иисусу Христу с полным доверием, послушанием и самоотвержением. И мы увидим, что в Его руках наши таланты, наши силы и способности увеличатся беспредельно – как увеличились пять небольших хлебцев и две рыбки в руках послушных учеников Господа.
Аминь.