Новая книга архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

«Евангелие от Иоанна. Богословско-экзегетический комментарий», еще одно посмертное издание трудов архимандрита Ианнуария (Ивлиева) вышло в свет в издательство Библейско-богословского института святого Апостола Андрея (Москва, 2020).

Книга продолжает серию комментариев отца Ианнуария к Евангелиям (в прежние годы вышли его толкования Евангелий от Марка и от Луки, а также Книги Деяний Апостолов). В отличие от предыдущих трудов серии, комментарий представляет собой сборник разных по жанру текстов, посвященных Евангелию от Иоанна. Их основу составляют  тезисы к лекциям по Четвертому Евангелию, которые отец Ианнуарий читал в Санкт-Петербургских духовных школах и на различных просветительских площадках.

Ианнуарий Ивлиев (1943 – 2017) – архимандрит, выдающийся библеист, богослов, педагог, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, преподавал в СПбГУ, был членом международного научного общества Colloquium Paulinum, экспертом Объединенных библейских обществ.

Книгу можно приобрести в лавке Феодоровского собора, а также в интернет-магазине.

Предисловие к книге написали протоиерей Александр Сорокин и иерей Артемий Корыхалов, подготовивший ее к изданию.

Приводим полный его текст:

За неполные два года, прошедшие со дня кончины архимандрита Ианнуария (Ивлиева), это уже пятая книга его трудов, посвященных Новому Завету.

Отец Ианнуарий прочел несчетное количество лекций, по многу раз возвращаясь к одним и тем же темам, разрабатывая новые, опять обращаясь к старым. И делал он это настолько блестяще, что у многих невольно возникал вопрос: когда же, наконец, у отца Ианнуария дойдут руки до публикации того, о чем он так убедительно и изящно говорил? Как бы все это не пропало, не осталось только в памяти слушателей!

Сам он откладывал издательские труды на потом, будучи не в силах сократить число своих лекций, отказаться от других своих многочисленных обязательств. Долгожданной первой ласточкой стал комментарий на Апокалипсис Иоанна, вышедший в свет еще при жизни автора. Как будто почувствовав вкус и поняв востребованность своего слова как слова печатного, отец Ианнуарий стал готовить к изданию и другие свои труды. Совсем незадолго до своей кончины он увидел вышедший в свет комментарий к Евангелию от Марка. Однако остальные труды готовить к изданию пришлось уже его друзьям и ученикам.

Можно сказать, начинается вторая научная жизнь отца Ианнуария – как автора многочисленных книг. И, судя по всему, она будет не менее богата познавательным общением, чем жизнь отца Ианнуария-лектора и преподавателя. Так, есть все основания надеяться, что эта книга, посвященная Евангелию от Иоанна, станет продолжением, но не окончанием уже начатой серии. Будем надеяться, что свет увидит и комментарий к Евангелию от Матфея.

Книга, которую вы держите в руках, отличается от уже изданных тем, что содержит не привычное, развернутое, гладкое повествование, выстроенное по единому цельному плану, а сборник довольно различных по жанру текстов из архива автора, посвященных Четвертому Евангелию.

Надо признаться, что на публикацию этих материалов редакционная группа решилась не без некоторых сомнений. Сам отец Ианнуарий не раз говорил, что в его ближайшие планы не входило писать целостное исследование по Евангелию от Иоанна.

Оно и понятно, – Четвертое Евангелие «слишком другое» по сравнению с первыми тремя, которые оттого и называются Синоптическими, что имеют много согласий, общего материала и точек пересечения. В каком-то смысле перед нами предстают два разных взгляда на одно и то же Благовестие – взгляд евангелистов Матфея, Марка и Луки (при всей их разнице), и взгляд Иоанна, получившего прозвище Богослов. Можно сказать, что общность Синоптических Евангелий потому и очевидна, что есть сильно отличное от них Евангелие от Иоанна. Не будь его, мы бы гораздо охотнее говорили о различиях между синоптиками, нежели об их сходстве.

С другой стороны, в архиве архимандрита Ианнуария обнаружилась внушительная по объему папка (282 листа рукописного текста) с материалами к лекциям, которые автор читал еще в 1996-1998 годах. Аудиторией тогда были слушатели воскресной школы для взрослых при Санкт-Петербургской духовной академии, прихожане академического храма и многие другие, – все те, кто стремился послушать популярного среди семинаристов преподавателя.

Лекции проходили по воскресным дням, после божественной литургии, в классе-амфитеатре на третьем этаже духовной школы. По воспоминаниями самого лектора, послушать его собиралось иногда до ста человек. В те времена лекции по библеистике для «простого народа» были довольно необычным делом. Тем самым создавался своеобразный прецедент. Пожалуй, и во все последующие годы отец Ианнуарий оставался бесспорным властителем этого, можно сказать, созданного им жанра, почему и был желанен на самых разных площадках, открытых для широкого круга слушателей, до конца своих дней.

Эти лекции, а точнее тезисы или даже конспект к ним и стали центральным текстом настоящего сборника. Редактура, которой он подвергся при подготовке к изданию, – самая щадящая. Конечно, если бы отец Ианнуарий все-таки решился на составление добротного исследования, подобного тем, что написал или почти довел до публикации по Евангелиям от Марка и от Луки, он бы еще много работал над текстом. Но раз уж работа была прервана с его кончиной, мы решили опубликовать тезисы в существующем виде.

При всей рискованности данной публикации, у нее есть и несомненные плюсы. Они заключаются не только в том, что мы имеем возможность, образно говоря, заглянуть в ту научную лабораторию, в которой отец Ианнуарий готовился к своим лекциям. Сам формат или, если угодно, жанр тезисов к лекциям предполагает их краткость, сжатость и даже своего рода афористичность. Так рождаются неожиданные лапидарные высказывания, которые схватывают самую суть и могут быть развернуты в полноценный текст. Например: «Они безбожно служили Богу» (об иудеях в связи с Ин 8:46-51). Или: «У Церкви две опасности: извне – волки, изнутри – наёмники, которые делают карьеру» (в связи с отрывком Ин 10:11-15). Или еще: «Этот мир – не мир живых, но мир умирающих. Через смерть и воскресение Христа мы идем не к смерти, но к жизни». Или о втором пришествии Христа: «Обычно мы либо совсем об этом не думаем, либо только об этом и думаем». Ёмких, кратких, но при этом богатых смыслами афоризмов в тексте лекций достаточно, и все они словно заставляют приостановить чтение текста, отложить книгу на время и хорошенько обдумать. Обдумать подчас всего одно предложение! Так чтение тезисов лекций развивает в читателе умение додумывать, расширять смысл написанного, «читать между строк».

Конечно, краткость в данном случае не была самоцелью для автора, – она имела вполне функциональное объяснение: тезисы служили опорным планом лекции, благодаря которому сохранялась последовательность и логичность изложения и исключались слишком далекие отступления. И всё же и здесь, помимо сухого функционала (нередко тезис сформулирован одним словом), мы встречаем и тексты «с душой», логично выстроенные и продуманные до деталей.

Еще одна особенность тезисов, характеризующая метод отца Ианнуария как исследователя Писания, – постоянное стремление задать вопрос тексту Евангелия, спросить, а почему так, а не иначе написал евангелист. Осмысление текста происходит через вопрошание, проблематизацию того или иного оттенка смысла.

Помимо вопросов сугубо научного, библеистического характера, автор опирается на текст Евангелия и для рассмотрения нравственных, а подчас и житейских, психологических, поведенческих феноменов. Что такое любовь? Предательство? Послушание? Подобные штрихи выдают в авторе проницательного наблюдателя жизни во всем её многообразии «слишком человеческого». Не обходит он вниманием и вопросы современной церковной жизни. И опять они разрешаются с опорой на Писание, на текст Евангелия. Такой подход можно встретить нечасто, и, возможно, он будет понятен, актуален и полезен для тех читателей, кто не понаслышке знаком с современными церковными обычаями. В чем-то он может показаться даже провокационным, но провоцирует он благодатные процессы: самому начать мыслить, самому отправиться на поиск ответов, имея верный ориентир – Божественное Откровение, выраженное в Писании.

В сборник вошли также и другие материалы, в том числе расшифровки аудио и видеозаписей выступлений архимандрита Ианнуария.
С каждым из апостолов, священных писателей Нового Завета, у отца Ианнуария были, если можно так сказать, свои взаимоотношения. Был период, когда он был по-настоящему увлечен посланиями апостола Павла: много времени посвящал переводам его посланий, изучению его богословия, старался проникнуться самим стилем, прочувствовать язык Павла. Это явно ощущалось в лекциях отца Ианнуария. Однако не меньший интерес у него вызывали и писания святого апостола Иоанна (корпус Иоанна, как выражаются библеисты). И, пожалуй, этот интерес был в чем-то даже еще масштабнее и не лишен того чувства, которое можно определить как священный трепет. Так, отец Ианнуарий с большим воодушевлением воспринял появившееся в последние десятилетия XX века толкование Евангелия от Иоанна как произведения, выстроенного в соответствии с классическим библейским хиазмом. О том, что это такое, читатель пусть сам узнает из этой книги. Отношение же отца Ианнуария к такой трактовке было не просто признанием серьезного научного открытия, а чем-то сродни восхищению, которое испытывает настоящий ценитель красоты перед великим произведением искусства: живописи, скульптуры, архитектуры.

Не случайно ту единственную вводную лекцию по Евангелию от Иоанна, которую отец Ианнуарий читал регулярно в последние годы своей жизни для катехуменов в Феодоровском соборе (в этом сборнике – ее более ранние версии), он предпочитал называть «Загадочные свойства Евангелия от Иоанна». И значительная часть лекции посвящалась убедительному разъяснению исходного тезиса о том, насколько много загадок таит в себе Четвертое Евангелие – такое обманчиво простое и такое удивительно глубокое.

Добавить комментарий