ВИДЕО: Архимандрит Ианнуарий о мучениках и мученичестве

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева), произнесенная в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских (05.02.2006). Съемка и монтаж — Людмила Голубкова.

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в день св.новомучеников и исповедников Российских

Феодоровский собор, 5 февраля 2006 года

Запись – Людмила Голубкова

Расшифровка – Елена Косенкова

Редактура – Ольга Суровегина

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сонм новых мучеников, память которых мы сегодня в этом храме отмечаем, столь велик, что поименно назвать их в настоящее время не представляется возможным никакой комиссии по канонизации святых и никакому Архиерейскому Собору. И пройдёт ещё очень много, лет пока не будут названы поименно все новомученики. Число их превышает всех мучеников всех народов христианских предшествующих столетий, в том числе всех древних мучеников. Да и свойство этого нового мученичества несколько иное, нежели то, которое мы привыкли читать в деяниях святых мучеников древней Церкви.

Если вы помните, то в Римской империи христианство преследовалось до императора Константина Великого, который жил в начале IV века. И христиане подвергались преследованиям в том случае, если они не отрекались от Христа и своим словом, и своею жизнию свидетельствовали истину Божию, истину Христову. Они были по-настоящему свидетелями на суде, на котором им предлагалось отречься от Христа, принести идольские жертвы, поклониться идолам государственным, римским идолам. Но они этого не делали, становились мучениками.

Так вот, для новомучеников как раз это не было характерно. Никто их не призывал отрекаться от Христа. Хватали всех, кто имел хоть какой-то вес в Церкви. Конечно, истребить всех христиан в России, в Русской Православной Церкви было невозможно. Это было не по силам никому, слишком большое количество. Но наиболее видных представителей, хоть как-то выделявшихся среди прочих, олицетворявших собою христианство в России, епископов, священников, дьяконов, монахов, наиболее видных прихожан всех храмов, вот их-то и подвергали мучениям. Никто их не просил отрекаться. Даже если бы они отреклись, их бы всё равно убили и замучили.

Вот такова была новая картина. Почему мы и называем их – новомученики. Не потому что они позже, чем прежние пришли. Это мучения, мученичество и свидетельство совершенно иного характера. Это ненависть именно за имя Христово только. Только за одно имя Христово, только за одно название «христианин» человека подвергали смертной казни, расстрелу или каким-нибудь другим казням. И всё это было не так уж давно, всего лишь где-то полстолетия тому назад. То есть это было на памяти многих нынешних живущих людей. Как правило, на проповеди не принято говорить о близких политических или исторических событиях, но сам сегодняшний день как бы принуждает нас к этому.

Все мы как христиане знаем, что Господь Иисус Христос отверз врата царства тьмы, смерти, то есть ада, выпустил пленников оттуда, образно говоря, и отворив двери небесные, ввёл в Царство света, Божественное Царство, людей. А сатану с его ангелами с неба низвергли. И теперь он и его взбесившиеся бесы, слетев с небес на землю, только здесь нашли себе пристанище и пытаются всячески установить своё царство здесь на земле – не Царство Божие, а царство зла, тьмы и сатаны. И вот агентами, земными агентами бесовских сил зла на земле являются, собственно, сами люди, осатаневшие, одержимые бесами. А люди объединяются в некие структуры, которые мы называем «государство». Государство преследовало христианство ещё пятьдесят лет тому назад приблизительно. Это государство пыталось уничтожить Церковь Христову. Означает ли это, что всякая государственная власть, что всякое государство от сатаны? Ну, разумеется нет! Сам апостол Павел говорит нам о том, что в основе всякого государства является не бесовское, не сатанинское установление, но установление Божественное. Установление, которое призывает государственную машину устанавливать на земле справедливость, мир, благо, распространять любовь, гуманность. К сожалению, так далеко не всегда или почти никогда не происходит. Но это не значит, что само по себе государство зло.

Вот, когда мы смотрим на иконы святых, в том числе святых новомучеников, то мы видим над их головами условно изображённое сияние, этот нимб славы. В иконописной традиции это означает, что данные люди прославлены, они окружены нимбом славы Божией, которая означает Божественное присутствие в них, явление людям Бога на земле. Вот в святых мы видим Божественное явление. Это не значит, что они боги, но они нам являют Божественное.

Точно так же и государство имеет от Бога задачу являть на земле Царство Божие, быть святым. Увы, далеко не всегда это происходит, а, если происходит, то лишь в очень незначительной степени. Именно поэтому очень часто государство становится проводником сил зла, потому что оно не исполняет своего Божественного предназначения, не является истинным служителем Бога на земле. И в таких случаях государство превращается в какой-то притон гангстеров, в какую-то организацию бандитов, которые способны творить зло на земле.

Мы сейчас живём в другое время, никто христиан не преследует, никто их не убивает за имя Христово. Но означает ли это, что мир так уж любит христиан? Нет. Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что мир, а под миром понимается в Евангелии именно мир зла, мир всё равно ненавидит христиан. Ненавидит в той степени, в какой они являют в себе Божественное на земле, в какой они являют и олицетворяют собой Царство Божие, а не царство сатаны.

Свидетельство, свидетельство словом, а, если не словом, то поведением, жизнью, своим отношением к другим людям – вот основная задача, которую поставил Бог человеку на земле, человеку верующему, христианину. И если христианин будет воистину свидетельствовать о Христе здесь, то он всегда будет подвергаться нападкам. Нападкам сатанинских сил, физическим: болезням, несчастьям, издевательствам; политическим: ограничение всяческих религиозных или каких-то других политических свобод. Всё это всё равно, так или иначе происходит, происходило и будет происходить на земле до скончания века, до дня Господня, когда будет действительно установлено Царство Божие.

Поэтому каждому христианину предлагается не впадать в спячку, не навевать себе золотые сны о блаженном состоянии дел в нашем обществе. Каждому христианину предлагается быть бодрым, бодрствовать и трезвиться. Как сказал апостол Павел, вот когда вы будете говорить: «мир и безопасность», вот тогда-то и постигнет вас пагуба. Все мы должны быть начеку и стремиться своим собственным поведением, а также своим участием в общественной жизни, а олицетворение общественной жизни – это государство, своим участием в государственной машине, стремиться проводить Христовы истины в этом мире, чтобы этот мир и это государство, как говорил один великий русский философ, становилось, конечно, не Царством Божиим на земле, но хотя бы не было олицетворением ада, а предоставляло людям возможность устанавливать Царство Божие.

Аминь.

Добавить комментарий