Чтение: Мк, 19 зач., 5, 1-20
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Рассказ об исцелении бесноватого поражает своею красочностью и наглядностью. Мы не можем с уверенностью назвать тем или иным медицинским термином то состояние, в котором пребывал несчастный. Да вряд ли это нам и нужно. Если всякая болезнь человека есть проявление зла в греховном мире, симптом греха и несвободы человека, то особенно наглядно духовная основа действия греха проявляется в психических расстройствах.
Проявление деятельности духа злобы в одержимом человеке, по описанию евангелиста, были ужасающи. Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его. Всегда ночью и днем в горах и гробах кричал он и бился о камни.
Это наиболее сильная форма беснования, когда человек теряет над собою всякую власть и находится всецело в подчинении у демонов. Его действия обличают потерю не только рассудка, но и самых элементарных инстинктов, даже инстинкта самосохранения. В таком состоянии больной может себя убить, изувечить. Неизъяснимая тоска и мука терзают его сердце, ночью и днем он кричит и бьется о камни.
Конечно, не так часто нам приходится встречать столь крайнюю степень одержимости, но те, кто бывал в местах, где происходят так называемые экзорцизмы, то есть изгнание бесов, имели случаи наблюдать подобные явления. Однако, гораздо чаще одержимость встречается не в столь ненормальных проявлениях. Есть большое количество состояний, которые считаются вполне обыденными и ни у кого не вызывают чувства особой тревоги, но которые, тем не менее, связаны с действиями злого наваждения.
Это бывает при вспышках всевозможных страстей. Особенно в припадках гнева, ревности, ярости и тому подобного, когда человек явно ощущает потерю контроля над собою и находится во власти некоей посторонней ему силы. Кому не приходилось испытывать это на себе?
Но еще чаще встречается такая одержимость, которая нами почти и вовсе не замечается. Это происходит практически ежедневно почти с каждым из нас, когда темная злая сила проявляет себя в навязчивых мыслях и образах. Это то, что на языке аскетики называется «прилоги». Иногда эти навязчивые мысли и образы приходят неизвестно откуда, завладевают нашим сознанием и даже руководят нашей деятельностью. Как правило, люди принимают их за собственные мысли, за собственные желания и не считают нужным с ними бороться. Часто такие прилоги приходят к людям во время молитвы или духовных размышлений.
Вот как описывает такое состояние святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Когда мы молимся, то в мыслях странным образом вертятся самые святые, высокие предметы наравне с предметами земными, житейскими, ничтожными. Например, и Бог – и какой-либо любимый предмет, например, деньги, какая-нибудь вещь, одежда, шляпа или какой-либо сладкий кусок, сладкий напиток, или какое-либо внешнее отличие: крест, орден, лента и прочее».
Несомненно, великий подвижник писал об этом не с чужих слов, а опытно переживал такое состояние. И не только прилоги, то есть посторонние мысли и образы. Влияние злой силы сказывается и во многих других явлениях духовной жизни.
Тот же праведный Иоанн Кронштадтский далее перечисляет такие состояния, состояния незаметной, но тем более устойчивой одержимости. Сердечная вялость, расслабленность и лень ко всякому доброму и полезному делу, отупение ума, сердечная холодность, неспособность сострадать, утешить, навязчивая раздражительность, нетерпимость, неспособность спокойно переносить ущемление своего самолюбия и так далее.
Да, деятельность злого духа в человеке проявляется чрезвычайно разнообразно, начиная со столь яркого проявления, как в описанном в сегодняшнем Евангелии случае беснования, и кончая почти неуловимыми веяниями лукавой мысли и чувства.
С духовной точки зрения все это факты одного порядка, различающиеся между собой лишь степенью силы злого влияния. А раз так, нам следует серьезно задумываться над тем, как бороться с этим влиянием. И тут следует твердо помнить, что собственными личными силами ни один человек выдержать борьбы со злом в себе не может. Усилия доброй воли могут быть небесполезны в устранении тех или иных проявлений злой силы. Но не следует обольщаться. Убежав из одного закоулка твоей души, она, эта злая сила, перебежит в другой закоулок и проявит себя рано или поздно самым неожиданным образом. Самомнение и самоуверенность здесь роковым образом приведут к поражению. Психиатрам, психоаналитикам это достаточно хорошо известно.
Истинную опору в борьбе с бесовской силой человек может найти только во Христе. Об этом-то и повествует прочитанный сегодня евангельский отрывок. Главной опорой в духовной брани является вера и надежда на Бога и Господа Иисуса Христа. Главным же средством борьбы – сердечное обращение к Нему. В минуты уныния, смущения, злой страсти следует от глубины души воззвать сердцем к Господу о помощи, и Господь непременно тебе поможет. Даже само призывание имени Господа Иисуса Христа, если только это призывание не машинальное, но делается с верою, непременно изгоняет из сердца тоску и злое помышление. «Именем Моим будут изгонять бесов», – обещал Господь.
В обыденной жизни зло приходит к человеку прежде всего через его мысли. Поэтому столь необходимо бодрствование, внимательное наблюдение за своими мыслями и настроениями. Но как разобраться в мыслях и желаниях простому человеку, не натренированному, неискушенному в духовных упражнениях? По каким признакам можно различить те мысли и чувства, которые внушены нечистой силой?
Скажут, все наши чувствования и поступки судятся нашей совестью. Увы, совесть, сознание должного далеко не всегда соответствует истинной воли Божией о нас, потому что совесть вместе со всею человеческой природой несет на себе последствия греха. Лишь совесть очищенная, очищенная верой и действием благодати Божией дает нам ясное руководство в борьбе со злом.
И все же для анализа, для отделения зла от добра у нас есть замечательный нравственный критерий – заповеди Божии, истолкованные нам Господом Иисусом Христом. А главное, перед нашим мысленным взором всегда должен стоять образ нашего Спасителя, один лишь взгляд на Который, одна мысль о Котором немедленно нам даст знание о том, что хорошо и что плохо. Именно потому так необходимо призывать имя Господа Иисуса Христа, в котором мы непременно ощущаем Его живое и наставляющее присутствие с нами.
Посему, последуем совету Господа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И да поможет нам Господь.
Аминь.