Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в четверг 7-й Недели по Пасхе

Чтение:  Ин., 55 зач., XVI, 23-33

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали завершение второй прощальной беседы Господа Иисуса со Своими учениками. Так в Евангелии от Иоанна. Удивительные слова сказал тогда Господь: «В тот день… о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». О каком дне Он возвещает ученикам?

Как всегда, у евангелиста Иоанна мы не должны понимать все буквально, по-земному. Речь идет не о конкретном дне, не о конкретной календарной дате. Да, это будет день Воскресения, когда ученики вновь увидят Своего живого воскресшего Господа. Но день этот не будет ограничен каким-то определенным промежутком времени. Речь идет также здесь о вечном дне, вечном дне пребывания Господа с Отцом, в том числе и о нашем сегодняшнем дне, о дне Его Церкви.

Ибо время Церкви есть время пасхальной радости о воскресшем прославленном Спасителе. Господь призывает Своих учеников, а в их лице всех нас, идти Его путем к вечной славе. Путь учеников Христовых – это не путь в ночи; это дневной путь. Он светел, просветлен верой в то, что воскресший и вознесшийся Господь всегда присутствует в Церкви. И эта вера, эта уверенность позволит ученикам выстоять трудное время Его телесного отсутствия.

И вот Господь обещает: «Все, о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Что же означает просить или получать во имя Иисуса? Не надо заблуждаться и полагать, что это просто просить о чем-то, призывая имя Иисуса, как это мы делаем ежедневно в наших личных и церковных молитвах.

В другом месте Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так что же это за условие такое: просить во имя, быть собранными во имя Иисуса; условие, в случае исполнения которого, Бог даст нам все, что мы попросим у Него?

Просить во имя, жить во имя, быть во имя Господа Иисуса, а если переводить точно, не во имя, а в имени Иисуса, на библейском языке означает просить, жить, быть в Иисусе. То есть условием того, чтобы Отец исполнил наши просьбы, является наше единство с Иисусом Христом, чтобы мы были одно с Ним в любви. Верою признавали Его Божественное посланничество, то, что Он исшел от Отца и пришел в мир для нашего спасения, что Он воскрес, вознесся к Отцу, и при этом не оставил Свою Церковь, но пребывает в ней неотступно.

Когда ученики Господа в любви, а именно в заповеданной им любви, составляют с Ним и друг с другом единое целое, им больше не требуется посредничество Господа: «Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас». Они сами имеют непосредственный, открытый для них Спасителем доступ к Отцу. В просящих учениках Отец видит Своего Сына, Чьи просьбы Он всегда слышит и исполняет.

Но в этих последних словах Иисуса Христа для нас не только утешительное обещание, но и строгое предупреждение. Каждый из нас может и должен задать себе вопрос: отвечает ли он условию, поставленному Господом, живет ли он во имя Господа, любит ли он, может ли он во след апостолу Павлу сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос»?

Ученики воспринимали речи Иисуса Христа, как прикровенные, загадочные притчи, смысла которых они не понимали. Но они могут быть уверены в том, что эти речи изменятся: наступает время Пятидесятницы, сошествия Святого Духа, когда Спаситель уже не будет говорить притчами, но будет «говорить прямо», как здесь сказано, то есть понятно.

С позиции евангелиста такое время уже пришло: Иисус уже воскрес, уже вознесся, и Дух истины, который наставляет на всякую истину, уже действует среди учеников, то есть в Церкви. Мы, верующие, уже понимает то, что в те далекие предпасхальные дни ученикам Христовым еще было не понятно. Именно наш церковный опыт выражает евангелист Иоанн, когда он вкладывает в уста учеников Господа такие слова: «Вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь мы видим». Неприкровенная открытая речь – знак времени Духа Утешителя.

В рассказе евангелиста время последних слов Иисуса Христа Своим ученикам незаметно переходит во время Церкви, в наше время. Обращаясь к Своим ученикам, Господь обращается к нам. И вот, нам, собственно, Он не говорит ничего такого, чего Он не говорил прежде Своим ученикам. Он пришел от Отца в мир, Он покидает мир, чтобы вернуться к Отцу. Но что изменилось – это способность понимать Его речи. После Пасхи, после ниспослания Духа ученики, а вместе с ними и мы, стали понимать то, что до сих пор представлялось загадочным и прикровенным.

Да, мы веруем и исповедуем. Но вот Господь в самом конце Своей речи спрашивает учеников: «Теперь веруете?» и с горечью говорит об их грядущем бегстве от Него. Об учениках ли только говорит Господь? Нет. Это о нас Он говорит, это нам дается понять, что дарованные нам вера и знание проходят трудности и испытания.

Пока верующие живут в этом мире, их вера всегда подвержена опасности. Она не является раз и навсегда данной собственностью учеников Христовых. Мир сей искушает и стремится отторгнуть нас от Того, Кто есть Воскресение и Жизнь. Мы постоянно должны спрашивать себя, за Христом ли мы идем, Ему ли следуем, Его ли благовестие проповедуем, не бежим ли мы от Него, не предаем ли мы Его?

На пути много соблазнов и трудностей. Но мы понимаем, что не к кому нам идти, кроме Христа Распятого и Воскресшего, что не за кем следовать, кроме Него, ибо только у Него глаголы вечной жизни. И все ценности мира блекнут перед Его славой. И вот, нам даны последние, утешительные слова Господа о том, что, несмотря на все свои ухищрения, побежденный смертью и воскресением Иисуса мир, в конце концов, не может причинить нам никакого ущерба: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

Таково последнее завещание Господа Его ученикам и вместе с ними нам.

Аминь.

Материал предоставлен радио «Град Петров»

Добавить комментарий