Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в четверг 2-й седмицы по Пятидесятнице

Чтение:   Мф., 27 зач., VIII, 23—27

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Господь Иисус Христос усмиряет бурю на море. Он являет Себя как Властелин стихий, космоса. Перед нашим взором разыгрывается величественная и поучительная картина. Спаситель входит в лодку, за Ним входят в нее Его ученики. И вдруг – на море сделалось великое волнение.

В оригинале, который точно отражается в церковно-славянском тексте, сказано несколько иначе: «трус велик бысть на море», то есть произошло великое землетрясение, что, естественно, привело и к волнению на море.

Это очень важное различие в текстах. Дело в том, что наш рассказ ведь не просто фиксация какого-то события из жизни Христа и Его учеников, но рассказ евангельский и, следовательно, всегда несущий в себе более глубокий, чем просто исторический, смысл.

Рассказ наполнен символическими деталями. А землетрясения в библейском контексте всегда символизируют скорби и бедствия последних времен. Так, в том же Евангелии от Матфея Спаситель предрекает: «Восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам». Землетрясение сопровождает крестную смерть Господа. В книге Апокалипсис землетрясение – это постоянный символ последнего Суда Божия.

Вот и здесь речь идет не просто о случайной конкретной буре на море, но о тех скорбях и искушениях, которые всегда и повсюду сопровождают жизнь Церкви Христовой и жизнь каждого верующего во Христа.

Бушующее море – тоже символ, образ мрака, смерти и погибели. Достаточно вспомнить первозданные воды бездны, когда еще не было никакой суши и никакой жизни. Достаточно вспомнить всемирный потоп, когда воды готовы были погубить всякую жизнь на земле. Достаточно, наконец, вспомнить исход Израиля из Египта, когда Бог Своею силою остановил и раздвинул морские волны, обнажив сушу и сохранив жизнь народу Божию.

Лодка, или кораблик с учениками и Спасителем – определенно символ Церкви Христовой. Лодка покрывается волнами, вода ее захлестывает. Ученики насмерть перепуганы, а Иисус Христос спокойно спит. Так нам изображен Сын Божий, как Господин и Владыка стихий, стоящий над бурей, над мраком и смертью. Он неизмеримо выше этих сил хаоса и погибели.

Ученики будят их Учителя и взывают к Нему: «Господи, спаси нас, погибаем». В этой мольбе значимо каждое слово.

Во-первых, перед лицом страшной опасности ученики обращаются к Иисусу Христу, называя Его Господом, то есть Самим Богом, ибо слово Господь – традиционная замена великого и непроизносимого имени Божия.

Во-вторых, они произносят два слова, обозначающие два крайних полюса, между которыми протекает наша земная жизнь: спасение и погибель: «спаси нас, погибаем». Спасение и погибель: вечная жизнь в Царствии Божием – и вечная смерть.

И здесь мы должны еще раз вспомнить о событиях, последовавших за библейским потопом. Тогда Господь Бог, обновляя жизнь на земле, сохранил ее праведному Ною и его потомству, которое, впрочем, оказалось не лучше тех людей, которые погибли во время потопа. При этом решении сохранить творение, Бог дал обетование больше не губить землю потопом; и в знамение Своего обещания повесил на небе радугу.

Воды моря отступили. Хаос больше не будет губить окончательно землю и все, что на ней – таково обетование. Воды отступили, но не исчезли. До самого дня Господня, до дня Суда Божия силы зла всегда будут где-то рядом с нами. Они стоят наготове, они вторгаются в нашу жизнь с самых разных сторон, угрожают нам и искушают нас. И все творение, и мы сами удерживаемся над бездной небытия только силой благодати Божией, верности Бога Своему обетованию.

Бог верен.

Но верны ли мы? Верим ли мы в Бога, в Его милость и спасительную благодать? Признаем ли мы Бога единственным настоящим Владыкой всего сотворенного? Или признаем необоримую власть безумных стихий, угрожающих нам извне и изнутри нас?

Бог или бездна? Кому мы доверяем? А кому мы доверяем, тому и вверяем себя: либо Богу спасающему, либо силам зла и погибели. Вот о чем идет речь в нашей истории о буре на море.

Господь внемлет молитве учеников, укрощает стихии, и на море наступает великая тишина. Но перед этим Он обращается к испуганным ученикам со словами: «Что вы так боязливы, маловерные?» Опасность ситуации Спаситель видит не в буре на море, но в страхе Его учеников, и в причине их страха – маловерии.

Они еще верят, иначе они и не обратились бы с молитвой к Господу, но вера их ослабела. Они забыли о том, что Бог заботится о жизни каждого из них, о том, что им не надо даже заботиться самим о завтрашнем дне. Внешние угрозы и искушения затмили им глаза, и на какое-то время они едва не утратили свою веру.

Так и каждый из нас. Ежедневно и ежечасно нас подстерегает опасность маловерия, которая проявляется в страхе, в беспокойстве, а иногда и в отчаянии. Бездна постоянно являет нам свой злобный лик в образе природных катастроф, войн, эпидемий, болезней, голода или просто бедности. В образе преступлений, безумия, утраты, боли, наконец, физической смерти. Но при всем этом мы имеем твердое основание для веры в наше конечное спасение и преодоление всякой житейской бури.

Это твердое основание дано нам Господом Богом в Иисусе Христе, в Его постоянном присутствии с нами. Но когда мы утрачиваем чувство власти и присутствия Господа в нашей жизни, тогда мы становимся отчаявшимися идолопоклонниками, которые видят себя окруженными всевозможными опасностями и забывают о том, что все эти опасности – это всего лишь зыбкие, как волны, преходящие стихии мира, за которыми стоит их Владыка Господь Бог.

Господь Иисус Христос был в лодке с учениками. Господь с нами в Церкви. И нам нечего страшиться никакой бури, ибо Он Сам, воскресший, торжественно обещал нам: «Я с вами во все дни до скончания века».

Аминь.

Материал предоставлен радио «Град Петров»

Добавить комментарий