Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице

Чтение: Мф., 49 зач., XII, 46 – XIII, 3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея может вызвать недоумение и даже неприятие. Поверхностный взгляд на прочитанное может создать впечатление, будто Господь Иисус пренебрегает родственными связями и даже отрекается от своих родных. Ему говорят о Его Матери, о Его братьях, а в параллельном сообщении евангелиста Марка говорится еще и о Его сестрах, а Господь, указывая на Своих учеников, как бы возражает: «Вот матерь Моя и братья Мои» – говорит Он. И поясняет Свою мысль: «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

К сожалению, слух внимающих евангельским словам часто бывал и до сих пор бывает прикован к чисто внешнему, поверхностному. Когда мы знакомимся с историей толкования этого рассказа о Матери, братьях и сестрах Иисуса Христа, то видим, как много усилий было приложено к тому, чтобы доказать: «Нет, Господь любил Своих родственников». Или, наоборот, мол, «родство плотское ничего не стоит по сравнению с родством духовным».

Но не об этом, совсем не об этом идет речь в Евангелиях. Ну, в действительности, разумеется, Господь был любящим Сыном Своей Пречистой Матери и любящим братом, даже несмотря на то, что Его родственники не понимали Его и бывали враждебно настроены по отношению к Нему. Смысл рассказа не в отношении Господа к родным по плоти. Смысл в таких предметах, как Церковь и Царствие Божие.

Речь Спасителя, как это часто бывает, необычна и вызывающа. Она привлекает к себе внимание и заставляет задуматься. Окружавшие его люди прекрасно сознавали, что его слова глубоки и значительны. Ведь окружали Его те, кто стремился к религиозной истине. И слова Господа производили большое впечатление и, скорее всего, были поняты. Недаром вслед за этим говорится, что к Нему собралось множество народа.

Рассказ насыщен символическими подробностями, которые чутко улавливал слух первых Его читателей и слушателей, но которые, как правило, пролетают мимо наших ушей и сознания. Мы слишком привыкли относиться к слову Божию как к роману, написанному в реалистической манере, как к истории, к газетному сообщению из прошлого, к биографии – а люди неверующие, как к сказке. Но слово Божие не то, не другое и не третье. Тексты Евангелий – прежде всего, богословские тексты, призванные направлять нашу мысль на предметы духовные, о которых с нами говорится особым духовным языком, а не языком журналистики или учебников по истории.

В прочитанном рассказе есть несколько ключевых слов, которые очень важны при его осмыслении. Во-первых, это слова, обозначающие родственные связи: мать, братья, сестры. Случайно ли в этой связи отсутствует слово «отец», которое Господь применяет только по отношению к Богу? Да и позволительно спросить, так ли хорошо быть братом, матерью или отцом? Был ведь брат Авель, но у него был и родной брат Каин. Братоубийство не редкость, а, скорее, нечто привычное в истории человечества. И разве мало матерей, выкидывающих своих детей? Да сколько угодно. И, тем не менее, мы, христиане, часто называем друг друга: братья, сестры, отец, батюшка, матушка.

То же самое было и в том ветхозаветном обществе, которое окружало Иисуса Христа. И тогда люди, которых связывало нечто общее, которые желали высказать друг другу приязнь и расположение, называли друг друга: брат, сестра и так далее. Дело в том, что, несмотря ни на что, в древности, как и сейчас, но в древнем обществе особенно, родственные связи считались самыми близкими. Вот в Писании часто говорится о ближних, например, «возлюби ближнего твоего».

Кто есть мой ближний? На этот вопрос давались, как мы помним различные ответы. Но в любом случае символом, евангельским, библейским символом близости всегда выступала родственная кровная связь. Это понятно само собой и не требует особого объяснения. Но кто противопоставляется этим «ближним»? Кто «дальние», не разделяющие с нами тесной общности? Этих людей слово Божие называет внешними. Есть ближние – свои и есть далекие – внешние, стоящие в стороне.

Вот в нашем рассказе подчеркнуто, дважды повторяется это слово «внешние», «стоящие вне». Это тоже ключевое слово. И дело не в том, что родственники Иисуса Христа названы здесь «стоящими вне», то есть далекими. Здесь пространственные характеристики «близко», «далеко», становятся символами духовной близости или отдаленности. Одновременно указывается, что природная, естественная, биологическая жизнь – это одно, а сверхприродная жизнь в Боге – совсем другое. Не потому, что одно хуже, а другое лучше; просто это совершенно разные уровни бытия, несопоставимые друг с другом. Ближние могут стоять вне, то есть быть дальними, а дальние могут быть ближними. И вот те, которые оказались ближними, родными в Божественном смысле, это те, которые названы здесь учениками Христовыми: «Он, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои». Жаль, что в нашем переводе неточно переведено еще одно очень важное в Евангелиях слово. Невнимание, нечуткость переводчиков к библейской символике.

В подлиннике сказано, что Господь не просто показал на учеников Своих, как в нашем переводе. Но как точно передает церковно-славянский текст: «и простер руку Свою на ученики Своя». Простереть руку на кого-то или над кем-то означает взять под свою охрану и защиту. Бог простирает Свою руку над Своим народом. Здесь Господь Иисус Христос простирает Свою спасающую руку над Своею Церковью, над учениками Его, которые не просто следуют, идут за Ним, но исполняют волю Отца небесного.

Итак, близость к Господу, доступ к Нему, а через Него к Богу, имеет не тот, кто стоит вне, и даже не тот, кто считает Его своим и зовет Его, но тот, кто исполняет волю Отца небесного. Вот и в другом месте Спаситель настаивает: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного». Только исполняющий волю Отца – брат, и сестра, и матерь Его. Какая честь, какое блаженство и какая ответственность иметь такого Брата и Сына!

Но что такое воля Отца? В чем она состоит? Но именно с разъяснения этого Господь Иисус Христос и начинает Свое благовестие на земле: «Приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в это Евангелие». Отныне Господь Иисус и пришедшее с Ним Царствие Божие – вне всяких споров и дебатов. У нас только две возможности: или стоять вне Господа и его Царства, или стать братом, и сестрой, и матерью, следуя Ему путем Евангелия и пребывая под Его простертой над нами любящей, охраняющей и спасающей рукой.

Аминь.

Материал предоставлен радио “Град Петров”

Добавить комментарий