Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в Четверг Светлой седмицы

Чтение: Ин., 8 зач., III, 1-15

Христос воскресе!

Речи Иисуса Христа, переданные нам в Евангелии от Иоанна трудны для понимания. Почти так же трудны для нас сегодня, как они были трудны для понимания иудеев в те далекие времена. Эти речи предоставляют нам большие возможности для глубоких размышлений. Такова и беседа Господа с фарисеем Никодимом, часть которой мы слышали сегодня.

Когда Спаситель пришел в Иерусалим на праздник Пасхи – это был не последний праздник Пасхи, которую Он отмечал в Иерусалиме, но за два года до этого – то многие, видя знамения, которые Он творил, уверовали в Него. Многие полагали, что Он – ожидаемый всеми Мессия Израилев.

Но к такой вере, опирающейся на чудеса, Иисус всегда относился очень критически. Он знал, что вера, которая держится преклонением перед чудесами и чудотворцами, стоит на шатком основании и держится лишь до тех пор, пока длятся эти чудеса. Иисус Христос не доверял такой вере. В разговоре Его с Никодимом Он говорит об истинном основании веры.

Итак, к Иисусу как-то раз ночью приходит фарисей Никодим. Он восхищен Иисусом, потому что Тот творит великие знамения. Конечно, этот Учитель, думает он, пришел от Бога. Может быть, Он и есть тот, ожидаемый всеми Мессия, который освободит иудеев от чужеземного ига и станет основателем всемирного царства, в котором он, Никодим, иудей и фарисей, разумеется, удостоится принять участие.

Никодим приходит ночью, и это показывает его нерешительность и опасения. Возможно, он боится прослыть поклонником Иисуса среди своих коллег фарисеев, многие из которых Христа ненавидели. Никодим хочет услышать от Иисуса слова о Царстве и о спасении. Он почтительно называет Иисуса Учителем, пришедшим от Бога, то есть пророком.

Не реагируя на комплимент Никодима, Иисус начинает принципиальную беседу на самую важную богословскую тему – на тему спасения: как человеку достичь спасения? Или, говоря языком Евангелия, увидеть Царствие Божие? Вот этот вопрос – самый важный. Не только в богословии, но и для любого человека вообще, сознает он это или нет.

Проникая в мысль Никодима, Иисус прекрасно понимает, что тот придерживается очень приземленных представлений о спасении, о Мессии, о Его Царстве. Как спастись, как войти в Царствие Божие? Никодим не задает этих вопросов, но Иисус знает, что именно об этом Никодим желает расспросить Его.

И в своем ответе Спаситель прибегает к впечатляющему и легко запоминающемуся образу. Человек должен заново родиться, родиться свыше, говорит Он. Лучше не скажешь. Человек просто не способен снова родиться –  еще менее он способен спасти себя, это не в его силах. Спасение – не заслуга или достижение человека, но дело Божие, дар Божий.

Если человек хочет быть спасен и войти в Царствие Божие, он прежде должен переродиться, родиться свыше – то есть от животворящей силы Божией. Ему нужно обрести новое происхождение, не от земных плотских родителей, но от Бога. Он должен стать новым творением Божиим.

Как это часто бывает в Евангелии от Иоанна, собеседник не постигает Христа, смысла Его слов, потому что он понимает их в прямом естественном значении, а они –  образы чего-то духовного, высокого. Никодим не понимает. Он думает, что Иисус говорит о естественном плотском зачатии и рождении. Дело еще в том, что по-гречески «свыше» и «снова» – одно и то же слово. Отсюда недоумение: Христос говорит о рождении свыше, а Никодим думает о рождении снова. «Как же может человек снова войти в утробу матери?» –  наивно спрашивает Никодим.

Иисус произносит в ответ второе слово, исполненное откровенного смысла. Он начинает его торжественным: «Аминь, аминь». В этом таинственном слове Спаситель продолжает и разъясняет сказанное прежде. Рождение свыше есть рождение из воды и Духа. Разумеется, речь идет о крещении.

Но эти слова о воде и Духе напоминают нам самое начало Библии, первые строки книги Бытия, где сказано, что над водными просторами первозданной материи носился Дух Божий, формируя эту материю и оживотворяя ее, мертвую и костную.

Так и пребывающий в состоянии первородного греха смертный человек представляет собой такую хаотическую, неоформленную по образу Христову массу. Выходя из воды крещения, он обретает новую форму и новую жизнь, оживотворяется Духом Божиим в крещении для новой вечной жизни в Царствии Божием.

Иисус Христос утверждает, что есть два противоположных начала: плоть и дух. Эти два начала полностью определяют и формируют каждого, его бытие, его поступки. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух.

Плоть на библейском языке означает, прежде всего, человека в его временности и слабости: «И всякая плоть, как трава», писал пророк Исаия. Но в отношении веры и откровения плоть означает человека, полностью погруженного в мирское, в земное, так сказать, в естественное. Плотью здесь называется человек неверующий, погруженный в стихию плоти и тленности.

Этой стихии плоти противостоит дух, как животворящая обновляющая сила Божия. Между ними нет никакой связи, никакого понимания, никакого общения. Ибо плотской человек просто не в состоянии понять духовного. Как часто приходится слышать недоуменные слова: «Как ты можешь верить в невидимого Бога?» Или: «Расскажи, как ты пришел к вере?» Но это невозможно рассказать и объяснить.

Именно об этом Спаситель говорит Своим следующим сравнением. Непонятен и непостижим ветер: откуда он приходит и куда уходит. В нашем переводе: «Дух дышит, где хочет». Но «дух» и «ветер» по-гречески ведь одно и то же слово, там говорится о ветре: ветер веет, где хочет, непонятно, откуда и куда. Он налетает внезапно и внезапно прекращается, он свободен. Нами ощущается только его действие: колебание деревьев, его шум в ветвях…

Так же обстоит дело и с Духом Божиим. Бессмысленно спрашивать, как и почему Он приходит к тому или иному человеку. Бессмысленно спрашивать, как происходит духовное рождение. Непостижимо и таинственно происхождение, и существо, и цель того, кто рожден от Духа. Вся эта замечательная образная речь возможна, потому что дух и ветер, как я говорил, по-гречески одно и то же слово.

Но Никодим снова спрашивает, как возможно такое превращение или новое рождение от Духа? Этот вопрос дает Иисусу Христу повод углубить сказанное до сих пор. Теперь Он прямо говорит, что такое возрождение к новой, вечной жизни возможно только через веру свидетельству Иисуса Христа, единственного свидетеля и очевидца небесных тайн. И здесь Господь впервые говорит о Своем грядущем вознесении. Так в Евангелии от Иоанна называется смерть Иисуса, Его вознесение на крест. Страшное, таинственное, непостижимое условие спасения людей, их исцеления от греха и смерти.

Как при взгляде на вознесенного медного змия некогда исцелялись умирающие от ядовитых змеиных укусов израильтяне, так и всякий, с верою взирающий на вознесенного на крест Сына Человеческого, будет исцелен и спасен от смертельного яда греха.

Бог любит этот мир, который есть Его творение. И воля Божия в том, чтобы мир имел жизнь, чтобы всякий верующий в Иисуса Христа, распятого и воскресшего, не погиб, но имел жизнь вечную во Христе воскресшем.

Воистину воскресе Христос!

 

Добавить комментарий