Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на Рождество Христово

Проповедь прочитана 07.01.2008 года в Феодоровском соборе

Запись и расшифровка — Л.Голубкова

Редактура — О.Суровегина

 

«Христос раждается, славите!»

Когда мы думаем о мире без Христа, а таким он был 2008 лет тому назад и таким он является для очень многих наших современников, то это мир без Бога. И этот мир, как повествует нам книга Бытия – начало Священного Писания, как там говорит современная наука, уходит во времени в тьму веков. В непроглядную тьму, в такую тьму непроглядную, о которой мы и сказать-то ничего толком не можем.  И поэтому в богословии это тьма называется просто ничто. Оттуда, из ничто, этот мир некогда был сотворён, возник. «Вся премудростью сотворил еси» (Пс. 103:24) – сказано нам в Писании. То есть этот мир сотворён Словом Божиим, Премудростью, смыслом Божиим, разумом Божиим.

И уходит этот мир в непроглядную тьму будущего, о которой мы и сказать-то ничего не можем. Если о прошлом ещё что-то можем говорить, то о будущем ничего не можем сказать. И, как повествуют нам и Священное Писание, этот мир закончится, закончит свое существование. И наука нам говорит о том, что Вселенная испытает некогда тепловую смерть и опять обратится в то ничто, из которого была создана.То есть этот мир сам по себе, он вышел из ничего и уйдет в ничто. И каждый из нас ощущает в своей жизни, что он тоже как бы парит над этим ничто, и над этим ничто его удерживает лишь благодать Божия, Рука Божия. В любой момент каждый из нас может уйти.

И тем не менее в этом мире мы ощущаем разум Божий, слово Божие, смысл. Ибо «вся премудростью сотворил еси». Если вы в этом мире не было никакого смысла, то мы не могли бы ничего сказать о нем. Но смысл этот зыбкий. И большинство людей, да и каждый человек в этом мире, если он не знает Бога,  не определит конечного смысла существования своего собственного и существование всего этого мира. Если всё пришло из ничего и уйдет в ничто, то какой же смысл всего? Итак, мы ощущаем этот смысл как присутствие Бога в этом мире. Мы видим порядок в нём. Мы можем строить какие-то научные предположения о том, каков этот мир. Но окончательного ответа мы дать не можем, потому что мы не знаем окончательного смысла этого мира без Бога. И не можем знать, потому что его и нет.

И вот это состояние мира без Бога, где Бог лишь может действовать, но не присутствует своим существом – то есть тогда, когда мир не причастен Богу – это состояние мира называется греховным состоянием. И вот в это греховное состояние, в это полу-ничто, полу-бытие, снова, как в начале творения, вторгается Дух Божий, Дух Святой, и из этого полу-ничто, полу-бытия возникает новое бытие, новое творение.

Как первое творение возникло из ничто, так и второе творение возникает из этого странного мира без Бога. И это новое творение у нас называется Боговоплощением, когда Бог становится частью этого мира, Бог слова не просто действует в этом мире, но становится частью этого мира, более того, становится человеком.

Смысл слова «Премудрость», «Сын Божий», «Второе Лицо Пресвятой Троицы» – разными именами называем мы Бога, который воплотился и вочеловечился. И если мы в мире без Бога зададим тебе вопрос, для чего же сотворен этот мир, то мы практически либо ничего не сможем ответить на этот вопрос, либо ответим:«ну, для того, чтобы в нём существовал образ Божий». Не Бог, а всего лишь образ Божий. Отблеск, отпечаток. Но когда мы знаем, что в этот мир вошел Бог и прожил всю человеческую жизнь от рождения до смерти, испытав всё человеческое, то есть вобрав в себя всего человека, и преобразив, и освятив его, и дав тем самым начало новому бытию – бытию подлинного смысла («возсия мирови свет разума», поём мы), то на вопросы «для чего Бог сотворил этот мир?»,«зачем мир существует?», «каков его смысл?» мы скажем: «Бог сотворил этот мир, чтобы стать в нём Человеком».

И вот это радостное сознание того, что 2008 лет тому назад как бы прошла ось во времени, ось во всём мире, откуда все вращается и откуда все начинается.Откуда началось истинное творение! И мы должны быть счастливы и радостны, что мы живем в этом мире, который имеет смысл благодаря тому, что в нём воплотилось Бог-Слово, что в нём родился Младенец Христос, который жил и умер за нас.

Когда святого Григория Богослова спрашивали: «Что мы сегодня, в день Рождества Христова, празднуем?», то он отвечал:«Мы празднуем любовь, любовь Бога к этому миру, к Своему творению, к каждому из нас». Так возлюбил Бог этот мир, что послал Сына Своего Единородного к нам, и отныне мы все, причастны Ему, принадлежим Ему. И поэтому для нас не существует уже бессмысленного мира, для нас не существует уже смерти, для нас не существует ничто, но все мы радостно ощущаем себя причастными Богу, Смыслу, Жизни и Вечности.

Аминь.

Добавить комментарий