Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Притча о званых и избранных

Чтения:  Лк. 14, 16-24

Проповедь прочитана 24.12.2006 года в Феодоровском соборе

Запись и расшифровка — Л.Голубкова

Редактура — О.Суровегина

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные отцы, братья и сестры!

Мы послушали сегодня притчу, достаточно известную. Она находится в Новом Завете в двух вариантах: одна – у евангелиста Матфея в первом Евангелии, а вторая, сегодня прочитанная, – в третьем Евангелии, у евангелиста Луки. Несмотря на некоторые различия, эти притчи очень похожи друг на друга. В первой царь, во второй – просто хозяин устраивает ужин. И приглашаются гости: много, много званых, то есть приглашенных на этот ужин. Надо сказать, чтобы правильно понять эту притчу, нам надо учесть два момента.

Во-первых, к кому обращался Господь Иисус Христос с этим рассказом об ужине, на котором было много приглашенных, но мало пришло народу, большинство отказались? Тогда пришлось уже созывать всех: хромых, слепых, глухих, убогих. Они пришли, но и тогда зал не наполнился и оставалось еще места для других людей. Так к кому обращается Господь в этом случае? Это первый вопрос, который нам надо понимать.

И второй: что, собственно, означает эта притча? Что означает этот званый ужин, праздник? Когда мы задумываемся над этим вторым вопросом, то нам надо представить ту ситуацию, в которой жил израильский народ в те далекие времена – две с лишним тысячи лет тому назад, тогда Господь говорил эту притчу окружающим Его людям. Тогда и прежде до этого Израиль, вот эта страна ближневосточная, была небогатой страной, и народ, в основном, там был достаточно бедный. Питались скудно, и кругом природа была не очень плодоносящая. Разумеется, у этих людей Ближнего Востока тогда, как, собственно, и сейчас где-нибудь в арабских странах, для этих людей вкусно поесть, вкусно выпить, поговорить с друзьями, пообщаться –это было величайшее счастье, которое было доступно в этой жизни. Ну, представьте себе: скудная, скудная жизнь, скучно, с бедным пропитанием… И вот праздник приходит, собираются друзья – пир горой, самое большое счастье для ближневосточного человека. И поэтому мы должны понять, что символически праздник, ужин праздничный в Израиле всегда был центральным событием (и в Библии в Ветхом, и в Новом Завете). Это всегда символ счастья и блаженства в Царстве Божием.

Почему, например, когда говорится, помните, как нищий попал на лоно Авраамово. Нам иногда не совсем понятно, что это такое – «попал на лоно Авраамово». Ну, ясно, что это где-то в Царствии Божием, в небесном Царствии. Но что означает «лоно Авраамово»?. Да это и есть счастье! Быть на лоне Авраамовом–значит быть рядом с Авраамом, который возглавляет пиршественный стол. Конечно, мы должны понимать это духовно, символически, разумно.

Поэтому, когда Господь говорит о человеке, который прибывает на пиршество, на ужин готовый всех людей города – всех приглашает, все званы, но не все избраны, не все приходят – то мы должны понимать, что речь идет о Царствии Божием. Господь Иисус Христос, когда вышел на служение, то первые слова, сказанные Им, когда Он крестился у Иоанна, потом у Него были искушения в пустыне. И вот Он вышел на проповедь, и какими были Его первые слова: «Исполнился срок, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1,15). В какое Евангелие?Да в то, что приблизилось Царствие Божие! Вместе со Христом к нам пришло Царствие Божие! Да, мы живем на земле. Кругом мы не видим Царствия Божия. Какое у нас царство? Ну, наше царство-государство. Ну наша власть, наш президент, наше правительство. Наши начальники на работе – вот наше царство, семейные узы – наше царство. Но, помимо этого, мы являемся гражданами не только этого царства-государства, но являемся и гражданами Небесного Царства, записанными в книге на небесах. В книге гражданства Небесного. И вот это единственное Царство не от мира сего надо ощущать. Верующий человек ощущает, что этим царством, этим земным миром бытие, творение Божие не ограничивается. И несчастен тот человек, у которого настолько ослеп дух, настолько ослепли очи сердечные, что он думает, что вот этим все и ограничено. А если этим всё ограничено, то и жизнь тогда абсолютно бессмысленна. Ибо смыслом этой материальной жизни, в этом земном царстве является могила. Все туда ляжем и оттуда не встанем. И все когда-нибудь там окажемся. И память наша исчезнет. Ну, пройдёт одно поколение, второе, кто-то повспоминает нас, придет в церковь, поставит свечечку… А потом и это исчезнет. Конец полный. В чём смысл? Тогда зачем жить вообще?

Но это люди, духовно слепые. Вместе с тем, когда только появилсячеловек на Земле, вместе с ним появилось и разумное ощущение смысла всего Божественного творения. Творение вовсе не для того, чтобы уйти в небытие. Оно имеет смысл, то есть осмысленный разумный конец. Наша жизнь здесь – это всего лишь стартовая площадка, это всего лишь путь к финишу. А финиш-то наш не могила, а предназначен нам совсем иной смысл. Совсем иная судьба в Царствии Божием.

Но ведь люди-то, к которым обращался Господь Иисус Христос (а обращался он ведь к иудеям, вокруг Него стоящим. Это их Господь приглашал: «Приидите в Царствие Небесное! Покайтесь! Уверуйте, что Царствие уже пришло вместе с воплощением Сына Божьего»), занимались каждый своими делами, что символически показано здесь. Один свою землю предпочел, другой жену, третий там волов купил, четвертый еще что-нибудь… И, разумеется, здесь символически изображено то, как люди, еврейский народ, отрёклись от Царствия Божия. Не все. Нашлись слепые, хромые и всякие немощные, которые заполнили первую Церковь Христову. Мы знаем, что первая Церковь состояла в основном из иудеев. И еще место осталось. А место осталось для кого? Для языческих народов, которые бурным потоком в конце концов ринулись туда, в Церковь. И поначалу вкушали там радость Царствия Божия.

Нет, конечно, вокруг них по-прежнему, как и раньше, царило зло, как и вокруг нас сейчас. Но, вы знаете, что люди эти духом своим были способны прозревать за всей этой суетой (в которую многие, как говорил Пушкин, были «малодушно погружены») как бы зарю нового века. Зарю Царствия Божия. Но это так бывает, когда еще зима, непогода, и вдруг появляются первые птицы, какие-нибудь первые весточки весны. И наша душа уже пробуждается и радуется. Мы видим вокруг себя непогоду и снег, но уже знаем достоверно, что этому когда-нибудь придет конец, и весна будет с нами. Или на заре: еще кругом ночь, но мы видим уже зарево рассвета и знаем, что день наступит.

Вот также и в первой Церкви. Но потом прошло время, и что же случилось? Ведь, в принципе, эта направленная к иудеям проповедь для нас была бы бессмысленной, чтобы читать ее и внимать ей, если бы она предназначалось только для иудеев. Конечно, она и для нас. Потому что всё, что написано в Слове Божием, для нас важно. И не являемся ли мы повторением того, что случилось некогда с иудеями? Являемся. По статистике в нашей стране, в России, больше, по-моему, 90% называют себя православными. Они как бы «званые». Они уже крещены (как евреи были обрезаны), но многие ли из них «избранные»? Из этих 90 %  крещеных и православных много ли «верных»?  Которые вообще соображают, что такое верующий? Да ничтожная горстка! Вот посмотрите: нас здесь собралось человек двести-двести пятьдесят максимум, да? А в районе проживает несколько сотен тысяч человек. Много ли? Мало, конечно, мало избранных! А званых-то 90%. И в вашем доме, посмотрите, может быть, из двух-трех квартир только придут люди в храм. Вот так. Поэтому это притча и для нашего общества тоже.

Но даже и для нас, для тех, которые здесь собрались, она тоже имеет значение. Потому что мало того, что мы крещены, мало того, что мы приходим сюда причащаться. Это вовсе еще не есть гарантия, что мы окажемся в Царствии Божием. Ведь очень многие из нас видят тоже вокруг себя только зло, один только мрак, один только ужас. И не ощущают вот этого духовного подъема пребывания в Царствии Божием, который, собственно, и дается нам Духом Святым, потому что мы тоже «малодушно погружены в заботы суетного века». И часто предпочитаем идолопоклонство истинному служению Богу. Весь смысл нашей жизни, все наше упование одни кладут в земное благополучие, в заработок. Да ведь никто же от голода не умирает! Ну, конечно, хорошо, когда есть деньги. Хорошо, когда их больше. Хорошо, когда ты вообще очень богатый. Но видеть в этом смысл жизни – бессмыслица! Это же идолопоклонство.

Другие скорбят о том, что их никто не любит. Ну, конечно же! А за что нас любить? Поглядите на себя, поглядите каждый в свою душу! А уж такие ли мы хорошие, чтобы нас обязательно любили? Вовсе нет. А старайтесь быть хорошими, тогда и получите! Но помните, что и это не самое главное в жизни, потому что самое главное – это то, что нас Бог любит. И Христос нас любит и дарует нам Духа Своего, пробуждает в нашей жизни это ощущение радости, несмотря на все скорби нашей жизни. Поэтому будем призывать Господа Иисуса Христа, который даёт нам Духом Святым, будем молиться ежедневно, призывая на нас Святой Дух, чтобы Он дал нам это ощущение зари будущего века, ощущение весны, пробуждения и радости.

Аминь.

Добавить комментарий