Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

Чтения:  Еф. 6, 10-17; Лк. 17, 12-19

Проповедь прочитана 17.12.2006 года в Феодоровском соборе

Запись и расшифровка — Л.Голубкова

Редактура — О.Суровегина

Возлюбленные отцы, братья и сестры!

Сегодня мы услышали чтение из Послания к Ефесянам апостола Павла, известное место о брани духовной, и скромную притчу из уст Иисуса Христа из Евангелия от Луки. Всё это вызывает размышления. Вот скоро уже будет седьмой год третьего тысячелетия от Рождества Христова. От той точки, от которой мы отсчитываем наше время, наш мир. При этом практически не только христиане, но и весь мир считает свое время, свою историю, свою жизнь именно от той точки, когда на землю сошел Сын Божий ради нашего спасения. Время поворотное. Время, разделяющее всю историческую эпоху на две как бы части. Одну – до, другую – после. Чем же они отличаются? Да тем, что после воплощения Сына Божия, после креста и после Воскресения мир вступил в новую фазу своего бытия. Прощены все грехи. Господь Иисус Христос взял на себя, Бог взял на себя все наши грехи. Все: от Адама и до самого последнего человека, который толькобудет жить в этом мире. Все грехи прощены. И все, абсолютно все люди в принципе стали свободными. Свободными от клятвы, от греха; свободными для новой жизни.

Это произошло, так сказать, объективно. То есть Бог нам так и сказал: «Отныне вы помилованы. Все ваши грехи от вас сняты. Вы можете выходить на свободу». Но мы не видим, что мы свободны. Вот я только что исповедовал, и вот другой священник здесь исповедует, и подходят к исповеди люди и говорят о том зле, которое в них самих существует, не дает им покоя, о своих грехах, о том зле, которое их окружает в их жизни. Болезни, немощи, злоба людская… Как же так? Как же так? С одной стороны, грехи все удалены, а с другой стороны – кругом полно греха!

Вот это происходит потому, во-первых, что реализация нашего спасения, которая только начинается в этой жизни, начинает прорастать в нас как семя, дает свои плоды не в этом мире. Этот мир не приспособлен к Царствию Божию. Сами подумайте, как возможно здесь устроение Царствия Божия? Здесь царство, в лучшем случае, людское, а в худшем случае – дьявольское, царство сатаны и зла. Мы это видим постоянно. Мир, пребывающий во грехе, несовершенен. Он быть должен совершенен, его цель – совершенство. Но в настоящее время он несовершенен:природные катаклизмы, войны, злоба, болезни, недостатки, голод и так далее – все это есть в мире, и никуда от этого не денешься. То есть Царство Божие возможно не в этом мире, а в мире грядущем, в том мире, дорогу в которое указал нам Иисус Христос Своим Воскресением. Вот в этом таинственном событии Боготворения и Воскресения, только в нем осуществимо Царствие Божие. Здесь же мы только начинаем радостно причащаться ему – этому Царствию Божию, причащаться Иисусу Христу, для чего мы сюда и пришли, для того чтобы вместе праздновать вот это начало, начало новой жизни, начало Воскресения.

И если в ком-то из вас, в ваших душах после вашего крещения не прорастает это зерно радости, Воскресения, которое зовется верой в Бога и во Христа Его, то вы ещё пребываете за пределами времени Рождества Христова, вы еще в ветхом мире, который 2000 лет назад закончился. И это очень печально. Вот если вы почитаете, скажем, книги Нового Завета, послания святого апостола Павла, то вы заметите, насколько первая Церковь, которая была в скором времени после событий жизни Христа и Его Воскресения, была наполнена Духом Святым. Вот они собирались в разное время по воскресным дням. Это называлось день Господень. Для чего собирались? Да для того, чтобы радоваться, радостно общаться и праздновать Пасху! Каждое воскресение – это Воскресение Христово, это же Пасха!

С радостным ли чувством собираетесь сегодня вы здесь? Нет, многие идут как на какую-то работу, отбывают как бы свой долг. А вот не хочется идти, а сегодня лень…То есть чувствуется, что люди себя вынуждают, очень часто принуждают. Совершенно иной духовный настрой! Не праздник, не радость, которая тебя влечёт, а долг. Мы чувствуем себя уже не в Духе Святом, а под нажимом каких-то правил, условностей, канонов. Здесь не помолился! Здесь не попостился! Вот здесь не подготовился! Да как я пойду?.. То есть совершенно другой настрой, нежели в той Церкви, первозданной Церкви, о которой мы читаем в Новом Завете.

Как же мы дошли до жизни такой? Ну, конечно, не всё от нас это зависит. Есть многие вещи, которые навязываются нам вот именно этим миром зла, который окружает нас и который проникает в нас самих. Вот сегодняшнее апостольское чтение из Послания Ефесянам. Вообще говоря, это Послание написано апостолом Павлом для того, чтобы показать именно ту новую жизнь, в которую призывал Бог в Иисусе Христе. Это разрушения преграды между людьми. Все люди братья! До этого были иудеи, а были эллины, языческие народы. А во Христе уже нет ни эллина, ни варвара, ни иудея, все составляют единое Тело Христово. Гармония, радость, мир с Богом и мир друг с другом! Это идеальная картина. Картина идеальной Церкви как Тела Христова.

А вот в сегодняшнем чтении мы как бы внезапно погружаемся в совершенно другую атмосферу. В нем говорится о том, что этой идеальной картине противостоит мир фактов, то есть говорится о том, что мы, вступая в Церковь, в то же самое время вступаем в духовную брань – в духовнуювойну с начальниками, властями – имеются в виду бесовские власти, миродержателями века сего. Так называли в языческом мире все эти знаки Зодиака, звезды, которые якобы управляют нашими жизнями и судьбами. Да, силы зла, хотя они и побеждены Христом на кресте, но тем не менее они не уничтожены. И в своем поражении они чувствуют еще большую озлобленность, ещё больше нападают на всякого человека, который стремится ко Христу, стремится к радости и к новой жизни. Это мы должны учитывать. И вот в сегодняшнем чтении говорится, какое же оружие дает нам Бог, для того чтобы противостать этим силам зла.

Конечно, чаще всего мы эти силы зла находим в людях, окружающих нас, или даже иногда в нас самих. Но говорится сегодня, что наша брань не против плоти и крови, то есть не против людей, а против духовных сил зла. Это мы должны помнить, хотя, конечно, жизнь наша нас иногда сталкивает с преступниками, которые являются как бы орудиями зла. Государство борется своими законами, своими тюрьмами с нарушителями порядка в этом мире. Да и мы сами иногда боремся с окружающими людьми, и это вынужденная мера. Но мы не должны забывать, что за всем этим стоит нечто другое –духовная брань, в которой можем возрастать только своей верой, своей надеждой, своей любовью, своей верностью Богу и доверием Богу в Иисусе Христе.

Силы зла пытаются посеять в нас прежде всего боязнь. Они пугают: мир страшен, кругом опасность, болезни, смерть и так далее –  то, что мы уже перечисляли. И, кроме того, что силы зла пугают нас, они ещё вселяют в нас сомнения, потому что то, что мы видим вокруг нас, никакой радости особенно нам не доставляет. И мы начинаем уже сомневаться и в нашем спасении, и в существовании даже Бога, и в милости Божией. Это самые страшные опасности, которые поджидают нас на каждом шагу.

Так вот, для того чтобы преодолеть этот страх, Господь ведь говорит: «Не бойся, малое стадо!» Нельзя бояться! И противостоять этому страху можно только своей верой. А силы для этого нам дает Господь Сам, Духом Святым. И вот именно через стяжание Духа Святого для поддержки в себе этого горения, которого нам не хватает, которое, можно сказать,полыхало в ранней Церкви, мы и собираемся здесь, и причащаемся воскресшему Господу Иисусу Христу, вбираем в себя Его под видом хлеба и вина. Мы вбираем в себя Самого Господа, Хлеб Небесный.В нас вселяется Дух Святой. Помните об этом! Что мы приходим сюда ради того, чтобы вкушать Небесных Даров, радости!

Забудьте о том, что вокруг вас! Вот сейчас начнется Херувимская песнь и собственно Евхаристический канон. И нам будет сказано: «Всякое ныне отложим житейское попечение». Но, заглядывая каждый всебя, Вы посмотрите: чем заняты наши мысли? Богом? Не Богом. Христом? Не Христом. Радостью? Не радостью! Заняты чем угодно, тем, что было вчера:«А что я вчера сказал? А что я вчера не сказал? А что мне сказала? А что мы не сказали? А что мне дали? Что мне не дали?»

Да это было вчера! Его уже нет! Оно давно позади! А некоторые думают о завтрашнем дне:«А что же мне завтра сказать? А что же мне завтра скажут? А что мне завтра сделают? А что мне завтра дадут?»

Да его нет ещё, этого завтра, что о нем думать! Думайте о том, как вы сейчас, вот сейчас здесь стоите, живы, более-менее на ногах, здоровы, и радуйтесь этому! И об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие.

Вспомните: десять прокаженных исцеляются, и только один благодарит Бога за то, что он жив и здоров. «И пришёл к Иисусу, и поблагодарил его». А остальные девять нет. Причём очень замечательно в этой притче указывается на то, что эти девять человек считали себя верующими (они были иудеями, праведными; они считали себя праведными), а этот один был неверующим, он был самарянином, чужаком. Можно сказать, с точки зрения иудеев – язычником. Так вот он-то, которого считали неверующим, подчас бывает гораздо более отважным и спасённым, чем мы, верующие.

Так что обращайте внимание на свое духовное состояние. Больше благодарите Бога за то, что есть. Благодарение – это самая высокая молитва. Вот мы собираемся в храме молиться… Ведь само слово «евхаристия» по-гречески означает благодарение. Взгляните на себя, на наши молитвы. Мы постоянно молимся Богу ходатайственными чаще всего молитвами. И это правильно. Но мы придаем им слишком большое значение. Все время говорим: «Дай! Дай! Дай! Подай!»Да Бог знает, что нам надо. Бог знает, что нам надо дать. Побольше благодарности за ваше бытие, за вашу жизнь! Благодарение – вот это самая высокая из всех возможных молитв. Не «дай!», а «возьми!», «возьми моё сердце!». Ведь благодарение – это отдача себя, отдача своего сердца и своей любви.

Не забывайте благодарить Бога. И в сегодняшний день, и в другие. Особенно в день Причастия. Помните, что мы собираемся на радость, на новую жизнь, на Царство Небесное, а не на горе, не на печаль, не на уныние.

Аминь.

 

 

Добавить комментарий