Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в четверг 10-й седмицы по Пятидесятнице

Чтение:   Мф., 88 зач., 21, 43-46

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

На вопрос, почему Иисус и Его благовестие не были приняты в Его народе, Евангелие от Матфея отвечает, в частности, притчей о злых виноградарях, которые, не желая отдавать плоды виноградника, и слуг господина, и самого сына его убили. За свое злодейство виноградари были преданы смерти, а виноградник отдан другим, добрым и послушным работникам, которые своевременно приносили плоды своему хозяину.

Завершением и объяснением этой притчи служит сегодняшний короткий отрывок. В нем говорится, что из-за злых первосвященников и фарисеев от Израиля отнимется Царство Божие и дано будет другому народу, приносящему плоды.

Первосвященники и фарисеи препятствуют израильскому народу приносить угодные Богу плоды. В конце Евангелия от Матфея говорится даже о том, что иудейским вождям удается склонить на свою сторону весь народ. Весь народ теряет Царство.

Господь напоминает древние таинственные пророчества Исаии и Даниила, пророчество о камне, споткнувшись о который люди падают и разбиваются, и о камне, который падает с горы и разбивает истукана на глиняных ногах.

Речь, конечно, о том, что иудейский народ, ведомый своими злыми вождями, испытает страшную судьбу тех земных царств, о которых предвещало пророчество. Это Сам Христос – камень преткновения, о который споткнулся ветхий Израиль. Это Сам Христос – тот духовный камень, который обнаружит всю хрупкость и ничтожество национальной гордыни и религиозного самомнения фарисеев и прочих народных вождей и героев, из-за слепоты и зла которых подвергнется великому бедствию весь иудейский народ.

Слова Спасителя ставят перед нами довольно трудный вопрос о коллективной ответственности. Мы знаем о страшной судьбе израильского народа, подвергнутого истреблению и рассеянию в I веке после Рождества Христова. Подобной участи подвергались и другие народы или социальные группы в течение всей истории человечества. Войны и взаимоистребление сопровождают каждый шаг человеческой истории. Такова жизнь в мире греха и насилия.

Разумеется, было бы крайне несправедливо говорить, что каждый из страдающих во время той или иной войны, несет непосредственную нравственную ответственность за происходящее. Но не следует забывать, что война и массовое насилие – великое несчастье, несчастье всенародное, стихийное, уже не зависящее от воли отдельных личностей.

Отдельный человек, независимо от его физических и нравственных качеств, просто вовлекается в это стихийное стадное движение, желает он того, или нет. Точно также, как он вовлекается в другое стихийное бедствие, будь то землетрясение, наводнение, цунами или снежный буран. Но все-таки истребительные войны – явление не природного, но социального характера.

Люди, зная о грядущих природных катаклизмах, имеют возможность, пусть и ограниченную, предсказывать эти катаклизмы, готовиться к ним и частично предотвращать их гибельные последствия. Тем более на каждом из нас лежит обязанность предотвращать социальные бедствия, насколько это от нас зависит.

Каким образом? Всенародные социальные бедствия, такие, как войны и революции, подобны грозовым тучам, которые образуются из испарений зла. Злые безнравственные дела отдельных людей, сколь бы мелкими они ни были, постепенно накапливаются и подготавливают грозу войны так же неизбежно, как водяные испарения образуют тучи. В современном нам мире причинами войн обычно являются или погоня за рынками и наживой, или национальная, расовая, религиозная ненависть, властолюбие, длительное угнетение одних людей другими и тому подобное.

Поэтому каждый человек, который, пусть в малой степени, проявляет эти злые склонности, живет этими ничтожными интересами, увлечен кумирами и ложными целями, уже тем самым подготавливает ту общественную атмосферу, которая порождает войны, массовое насилие и взаимоистребление. А когда гроза разражается, тогда ее остановить уже почти невозможно. Она бьет правых и виноватых, не щадит никого, как и всякое стихийное бедствие.

Таким образом, на каждом человеке, делающем зло или нарушающем те высшие божественные заповеди, которые открыты нам Господом Иисусом Христом в Его Евангелии любви и спасения, на каждом таком человеке лежит часть ответственности за народное бедствие.

И уклониться от этой ответственности не имеет права никто. Ибо каждый человек, в той или иной мере проявляющий индивидуальное зло – виновник зла социального из-за своих безнравственных деяний и греховной жизни.

Отсюда неизбежный вывод: жизнь по заповедям Христовым есть лучшее и единственное средство предупреждать бедствия, подобные тем, которые постигли Израиль в те далекие годы, когда он потерпел самую ужасную катастрофу в своей истории. И не надо говорить, что Бог наказал его –  он сам наказал себя.

И далее. Только ли избранного народа касаются слова, произнесенные Господом? Разумеется, нет. Ибо слово Божие обращено к нам, и все, сказанное в Писании, касается нас. И нас-то в первую очередь.

От ветхого Израиля Царство Божие было взято и отдано христианам, новому Израилю. Но не для того, чтобы мы превозносились и гордились своим превосходством, как правило, мнимым по нашим грехам и маловерию.

Вот что по этому поводу говорит слово Божие, сравнивая отпадший Израиль с отсеченными ветвями, а христиан с привитыми ветвями масличного дерева: «Не превозносись перед ветвями. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией: иначе и ты будешь отсечен».

Увы! Уроки, преподанные другим, чаще всего нами не усваиваются. Каждый по своему неразумию учится на своих собственных ошибках. История нашей страны, нашего народа и нашей Церкви не раз об этом свидетельствовала.

Будем же молить Господа о нашем вразумлении и по мере сил каждого из нас стараться стать тем миротворцем, который, как сказано Спасителем, удостоится быть нареченным сыном Божиим.

Миротворчество же начинается с малого. С нашего личного соблюдения заповедей Христовых. Как говаривал преподобный старец Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Аминь.

 

 

Добавить комментарий