Лекция №2 из цикла «Евангельская этика»: Закон Моисея

Феодоровский собор, 31 октября 2008 года

Расшифровка Светлана Берман

Сверка и корректура  – Л.Голубкова и О.Суровегина

Неделю тому назад мы с вами встречались и говорили о Евангелиях, о понятиях покаяния в Евангелиях. Не о нашем литургическом или сакраментологическом понятии таинства покаяния, а о покаянии в его глубинной евангельской сути, как оно употребляется, это слово, в синоптических Евангелиях. Напомню, что в Евангелии от Иоанна, в силу особенности этого Евангелия, это слово вообще не употребляется, там совершенно другое богословие. Но это особый разговор.

Итак, мы говорили достаточно подробно о покаянии и выяснили, что призывал к покаянию Иоанн Креститель и призывал к покаянию Иисус Христос. Причем, в устах Иисуса Христа слово «покаяние» звучит только однажды. Вот в самых Его первых публичных словах: «…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1: 14,15). Вот Его слова. Потом уже больше этого слова «покаяться», «покаяние» не произносит. Почему? Да потому, что оно не совсем адекватно отражало то, что Он вносил в понятие «покаяние», Иисус Христос, по сравнению с тем, о чем говорил Иоанн Креститель. Для Иоанна Крестителя «покаяние», «покаяться», напоминаю, ну, а, конечно, они говорили на арамейском языке, который относится к семитским языкам – близким к еврейскому языку, на котором написан Ветхий Завет. Так вот, там «покаяться» означает «обратиться», «повернуть назад», «вернуться к вере отцов», да? Повернуться. Но ведь…Да, и так призывал Иоанн Креститель. Что вы все, грешники, повернитесь! Вернитесь к вере отцов! Вы неправедные, станьте праведными! Настоящими сынами Авраама! С этой проповедью он пришел. Так у Иоанна.

У Иисуса Христа, конечно, все не так. Он вовсе не призывает вернуться назад. Он призывает вперед, в Царствие Божие. Оно пришло вместе с Ним. Поэтому понятие «обращения» не очень подходит к Его проповеди. Но все-таки что же понимает под «покаянием», когда Он проповедует покаяние и веру в Евангелие, Иисус Христос? Мы с вами выяснили, что прежде всего это вера в Евангелие и следование Иисусу Христу. Вот, «покаяться» – это не вернуться назад, убежать отсюда туда, в прошлое, а, наоборот, идти вперед, то есть следовать за Христом, который идет вперед. За Ним идти. Следование.

Еще мы с вами говорили о том, как призыв к покаянию связан с критикой окружающего Иисуса Христа общества, ну и естественно, с критикой нашего общества, потому что общество, в общем и в целом, принципиально-то не изменяется на протяжении тысячелетий.

Говорили об осуждении богатства, о специфике осуждения богатства в проповеди Иисуса Христа. Богатство осуждается не как материальное благо, не как богатство как таковое, а осуждается тогда, когда человек все свое упование возлагает не на Бога, а на свое богатство. Когда он уже вполне получил все, сполна получил все. Человек верующий, человек религиозный, человек, устремляющийся к совершенству, дальше, чтобы стать лучше, он вовсе не чувствует, что он вполне получил все, что он всем доволен. Нет. Он еще ожидает от Бога всего. Поэтому под богатством понимается, конечно, вот такое упование на земное благо. И вспоминали при этом некоторые притчи: притчу о богаче и Лазаре, притчу о безумном богаче, который думает, что он себя всем уже обеспечил, а к нему в ту же ночь придут и возьмут душу его…

Сегодня я немножечко еще хочу продолжить тему о богатстве, об отношении к нему, о критике окружающего общества в связи с понятием «покаяние» и затем перейти к понятиям «праведности», «неправедности» и «закона».

Очень часто возникает вопрос в связи с понятием «богатства», «мамоны», вопрос о притче о неправедном управляющем. Помните, да? Она немножечко странно для многих выглядит. И часто, часто люди задают вопрос, какой же смысл этой притчи? Напомню вам, кто не помнит, о чем там речь. У одного богатого человека, у которого было какое-то поместье, вероятно, и этим поместьем управлял управляющий, домоуправляющий. Эконом, так сказать. Вообще, «управляющий» по-гречески «эконом». Все мы знаем это слово. Это греческое слово. И он проворовался, очевидно. Нечестный был, неправедный. И хозяин вызывает его и говорит ему: «Ты больше не можешь управлять моим имением». Дает ему отставку. И управляющий думает, что же ему теперь делать? Он уже старый человек. Копать? Не в его силах заниматься земледелием каким-то. Просить ходить милостыню? Стыдится. Не может. Думал-думал и придумал. Придумал обворовать своего хозяина еще разочек. Он вызвал должников, которые имели долговые расписки, и говорит: «Сколько ты должен господину?» «Столько-то». «А! Пиши меньше». В два раза скостил одному, в два раза другому. То есть подделал документы. Конечно, эти люди – участники его преступления – были довольны. Ну, что же, им теперь меньше выплачивать надо, и поэтому они должны были быть благодарны этому неверному управляющему. Такая история, такая обычная! Обычная история хитрости, воровства, какая случается во все века и повсюду. Но интересен ведь конец этой притчи, который зафиксирован у евангелиста Луки в 16 главе. У нас – 16 глава; 8, 9 стих – стоит так:

 

«8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

 

Здесь много возникает вопросов. Во-первых, за что похвалил хозяин дважды обокравшего его слугу? И затем: что значит – приобретать себе друзей неправедным богатством? Что, значит, надо воровать? Таким образом подражать вот этому неправедному управляющему? Раздавать ворованное и таким образом приобретать себе друзей?

Нет, конечно. Конечно, все не так. Трудности эти заключаются в двух моментах. Во-первых, в моменте перевода. Помните, что мы ведь все-таки пользуемся двойным переводом. Притча, как и все речи Иисуса Христа, произносились на его родном языке – на арамейском языке. К нам на арамейском языке от Иисуса Христа не дошло почти ничего. Там два-три слова всего. Ну, вот, иногда Он говорит: «Аминь. Аминь». Или там: «Элои, Элои, лама салахфани?» – говорит Он на кресте. Вот несколько таких предложений. Несколько кратеньких фраз. А все остальное у нас только по-гречески, уже в переводе дошло до нас. А мы-то не по-гречески читаем. Мы же читаем уже в переводе с греческого либо по-славянски в церкви, либо в русском переводе!

Вот этот двойной-тройной перевод создает, конечно, всегда проблемы. Адекватный, ведь, перевод никогда невозможен. Вы же понимаете, что абсолютно адекватный перевод ничего никогда не делает возможным. Адекватным. Ну, попробуйте вы, Пушкина перевести на китайский язык. Он будет звучать как Пушкин? Нет, конечно! Ну, что-то такое будет. Что-то такое… Приблизительное очень. То же самое ведь и с Библией. То же самое с библейскими текстами. Перевод дело очень сложное!

А вторая трудность, из-за которой здесь возникают недоразумения, – это изначально двойной смысл некоторых слов, которые употребляет Иисус Христос. Он уже изначально вкладывает туда какую-то игру слов и употребляет такие особенные слова, которые заставляют людей задумываться. Ну. например, у нас переводится – «управитель неверный» (в нашем переводе), а затем говорится: «богатство неправедное». А ведь в подлиннике стоит «домоправитель неправды». И не «богатство неправедное», а «мамона неправды». То есть и там, и там одно и то же «неправды». И это слово «неправды» вызывает еще целый ряд вопросов.

Я не буду сейчас вдаваться в подробности филологии. Очень кратенько только скажу. Ну, во-первых, большинство современных экзегетов, то есть исследователей Писания, считают, что нельзя переводить: «И похвалил господин управителя неверного». Слово «кириос», которое у нас здесь переведено «господин», но оно может означать, и означает также и «Господь». Да? То есть это не хозяин, которого обокрали и который, в общем-то, не знал, что его обокрали – иначе какой же смысл был во всем этом предприятии? Ему, конечно же, не за что было хвалить. Это надо прибегнуть к каким-то странным умозаключениям – и прибегали, и старались прибегать, чтобы понять, почему же господин похвалил своего вора-управляющего… Нет. «И похвалил Господь». То есть Иисус Христос ставит в пример вот этого человека. Не «господин», а «Господь». И затем. Как же надо понимать вот эту похвалу управляющему? Ну, в истории говорилось о том, что хвалится… Ну, например, такое толкование было: христианам, мол, сынам света, требовалось бы проявить столько же усердия и изобретательности в достижении своей праведности, какую проявляют люди в достижении своего богатства или безопасности в этом мире. Но это такое очень распространенное толкование, которое говорит о том, что человек, мол, тратит слишком много сил и времени на достижение каких-то своих эгоистических целей – больше, чем на какие-либо дела милосердия. Или на Церковь. Это, так сказать, педагогическое толкование. И это правильно, конечно.

Но. К этому толкованию в настоящее время, в ХХ веке, добавился еще один смысловой момент, а именно эсхатологический. Мы с вами говорили, что сам призыв к покаянию Иисуса Христа носит характер немедленности.  Приблизилось Царствие! Исполнилось время! Это в нашем переводе «приблизилось». Но на самом деле: «Царство уже здесь!» – там такое выражение, да?

Поэтому всякое промедление, оно странно. Нужно немедленно последовать Иисусу Христу. Что-то такое предпринять! То есть Царство уже здесь. Наступил, в известном смысле, конец этого света. Начало конца. «Конец» по-гречески «эсхатон». Отсюда все, что имеет отношение к концу света, называется эсхатологическим. Во Христе уже начался конец этого мира и начало совершенно другого мира. Конец царства зла и сатаны и начало Царства Бога, во Христе. И промедление всякое непонятно. Поэтому человек всегда стоит перед выбором – гибель либо спасение. И управляющий дает нам пример вот такого целеустремленного поступка выбора в пользу своего спасения. Хотя на примере, конечно, не очень хорошем. За что и удостаивается похвалы от Господа. Что вот он жуликовато поступил, но, во всяком случае, он поступил! В отличие от других людей, которые любят раздумывать и вообще ничего не делать.

Затем. Что означает совет приобретать себе друзей богатством неправедным? Вообще говоря, по-гречески, там стоит «мамона неправды». Конечно, Господь Иисус Христос вовсе не ставит нам в пример нечестность домоуправляющего, не призывает добывать какие-то богатства неправедными путями и средствами, даже ради дел милосердия.

Здесь речь идет о том, что «мамона неправды», а по-гречески μαμωνα της ἀδικιας. Если мы переведем это на язык Иисуса Христа – на еврейский, на библейский язык, то увидим следующее, вот тут уже приходится прибегать к филологической тонкости.  Само слово «mamona» – еврейское слово. Имеет в основе своей корень – «м-н» – «mamona» – «am-an».  Этот же корень лежит в основе всем нам известного слова «аминь». Там тоже «am-an», аминь. И означает он «крепость», «надежность». «Аминь!» – «крепко», «надежно», «да будет так!»  Целый ряд таких слов с этим корнем.

Изначально слово «mamona» не носило какого-то отрицательного в себе характера. Когда-то в глубокой древности оно означало просто «крепость», «надежность», «то, на что можно положиться». Ну, а для простого человека на что? На что обычно человек может положиться? На свое имение какое-то. Вот у меня есть дом, вот земля, вот запас денежек в банке лежит или запрятаны в сундучке. Вот на что. Для простого сознания – вот моя опора. И поэтому слово мамона постепенно стало обозначать человеческое богатство, состояние. Но это постепенно происходило. А дальше пошел следующий процесс. Богатство. Откуда оно берется? Если у человека оно большое? Почему человек очень богатый? Ну, простой человек скажет: «Ну, разумеется, он приобрел воровством это. Ну как? Ну, богатые, конечно, они воруют! Ну откуда же еще богатство?» Поэтому, постепенно, вот это слово «мамона» стало приобретать отрицательный смысл. Это не просто «богатство», но «неправедное богатство», «плохое богатство». И даже демонический какой-то смысл.

А здесь второе слово, на которое следует обратить внимание, что значит, «мамона неправды»? У нас переведено «неправедное». Дело в том, что само слово «правда», здесь тоже очень большая трудность с переводом. «Правда» –  это перевод еврейского слова, которое и означает «верность», «надежность», «крепость». Бог праведен – это значит, Бог верный. На Него можно положиться. А человек неправеден, потому что на человека положиться нельзя. Он не исполняет своих договоров, он не исполняет своего завета с Богом. И так далее. Праведный человек – это человек, который верен завету с Богом. Неправедный – это тот, который неверен. Это понятно всем. И вот здесь получается такая игра слов. Если мы слова Иисуса Христа с греческого переведем на его родной язык, получается примерно следующее – «mammonalamammon». Потому что «неправда» означает «не-верность», «не-крепость». А «мамона» означает «верность», «крепость». То есть как бы Иисус Христос играет словами. Он говорит: «Приобретайте себе друзей «мамоной немамонной». «Крепостью некрепкой», «надеждой ненадежной». То есть тем, на что вы уповаете и на что уповать-то невозможно. Потому что всякое богатство… Ну, что на него уповать? Сегодня оно есть, завтра его нет. Вот что значит «мамона неправды». Это мамона, которая исчезает как дым. И об этом там говорится. «Ибо чтобы они, когда обнищаете…». Это наш перевод. В подлиннике стоит: «…чтобы, когда она исчезнет, вас приняли в вечные обители». А когда мамона исчезнет? Да с нашей смертью. А кто из нас скажет, когда он умрет? Сказать невозможо. Как тот богач, который копил, копил, копил… И все, и умер. И всей мамоне его пришел конец. Вот в чем смысл. То есть, опять же в настоятельности, что смерть нас поджидает на каждом шагу, в каждый момент нашей жизни. И поэтому на мамону полагаться невозможно. Когда она исчезнет… Лучше приобретайте себе друзей с ее помощью. Ну, конечно, мы скажем, это говорится о притче, где неправедный управляющий приобрел себе таких же жуликов-друзей. Но речь-то о другом идет. Здесь тоже двойной смысл. Дело в том, что «приобретать себе друзей» – это стандартное, известное всем верующим в то время религиозное выражение, которое сохранилось нам в религиозных писаниях – в библейских, иудейских. Человек призывается приобретать себе друзей. «Друзьями человека», – говорит Талмуд, например, – «являются дела милосердия, милостыни и молитвы. Они будут ходатайствовать за вас перед Богом». То есть приобретать себе друзей это значит творить милостыню, быть милосердным. Той мамоной, которая у тебя есть. Использовать ее в благих целях. Поэтому «воспримут» – то есть Бог воспримет– ибо ваши дела милосердия будут ходатайствовать за вас перед Богом. Вот что значит приобретать себе друзей мамоной неправды. То есть мамоной, на которую невозможно положиться.

Вот, понимаете, читать Библию… Все мы читаем Библию. Все мы читаем Священное Писание. Но в древности, например, и не только в древности, в средние века, скажем, частенько, ну, не столько в православной Церкви, сколько на Западе, считалось, что просто так читать Писание… можно, конечно, можно. Никогда запретов, например, в православной Церкви, не было. Но дело это весьма сомнительное бывает. А на Западе вообще считали, что вредное даже. Там запрещалось простому человеку просто так читать Библию. Да и никто не умел читать по-латыни. А переводов не было. В Православии не так было. И тем не менее и в древности, и сейчас считалось лучше читать Библию не просто так – водить глазами по строчкам переведенным. Можно такого начитать… Либо ничего не понять, либо понять превратно. А нужно читать с комментариями, с объяснениями толковыми. Почему такие усилия прилагали святые отцы, чтобы истолковать отдельные строки Библии. Посмотрите, святой Иоанн Златоуст. Сколько он бесед провел почти на каждую главу Нового Завета. На все Послания апостола Павла, на Евангелие, на Книгу Деяний. Ну, это все старые толкования. Есть и современные комментарии. Научные. Наука же библейская развивается. Нет толкований – считалось очень правильным читать Священное Писание при учителе каком-нибудь, который помогал бы тебе разбираться с этим. Не просто самому сесть в уголочке и читать. Как там у некоторых сектантов, баптистов, которые суют всем эти книжечки: «Читай, читай, читай…» А что: «читай»? Надо читать с каким-то знающим человеком, учителем. Вот так.

О чем же здесь речь? Конечно, мы опять видим, что здесь призыв к покаянию, призыв к тому, чтобы немедленно следовать Христу. Так же немедленно, как вот этот обманщик, который пришел к такому для себя мирскому спасительному выводу. Ну, а что касается «приобретать друзей богатством неправедным», мы с вами уже разобрались. Какими бы путями богатство ни было бы приобретено – праведными или неправедными путями, его всегда надо лучше использовать, конечно, по спасительному назначению. Пожалуй, из всех толкователей Священного Писания только святой Иоанн Златоуст, только он один принципиально различает между благотворительностью из праведного и неправедного источника. Ну, вы знаете, что сейчас очень многие благотворят. Но не многие, скажем, лучше бы побольше, благотворят на Церковь. Ну, не только на Церковь, на детские дома, на хосписы. И одни благотворят из праведных источников. А много ли сейчас такихправедных богатых источников? Конечно, не очень много. А некоторые благотворят из не очень праведно нажитого. Думают таким образом загладить свою вину. По разным причинам. Или чтобы выставить себя в хорошем виде перед людьми. Рейтинг свой повысить. Так вот, часто возникают такие разговоры, что, мол, нельзя брать деньги от людей, если ты не знаешь точно, из какого источника они поступили на эти благотворительные цели. Да, есть и такое мнение: трудно сказать и решить окончательно, все это уже зависит от конкретного решения, и дело Духа Святого. Ну, вот из толковников только Иоанн Златоуст отрицает возможность такой благотворительности. Вот он говорит: «Зачем ты оскорбляешь Владыку, принося Ему нечистое?» А куда ему девать еще? Уж лучше отдать людям, чем выбросить вообще в помойку. Правда? Ну, ладно.

Обобщая все сказанное о богатстве и нужде в Евангелии от Луки, особенно там об этом много говорится, можно сказать следующее, что евангелист Лука писал для языческого преимущественно, эллинистического общества. Он прекрасно видел, как там все, что называется мамоной, богатством, препятствовало доступу к той свободе, которая дается только в Иисусе Христе, которая принесена только Иисусом Христом.

И вот Иисус Христос призывает следовать за Ним. Свободным от всяких пут, которые связывают человека на этой земле. Необязательно богатство. Это может быть все, что угодно. Человек ведь здесь несвободен постоянно. Вот помните такой рассказ о том, как Иисус Христос призывает богатого юношу следовать за Ним? Очень показательная история. Это Марк, 10, 17-27:

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

 

Какая замечательная история, которая тоже вызывает массу вопросов. Неужели действительно надо раздать все, что ты имеешь, нищим, и только тогда ты войдешь в Царствие Божие? В чем же дело? А вот в чем дело: «Если хочешь быть совершенным», – говорит Иисус «в Евангелии от Марка во всяком случае так) молодому человеку, – «тогда пойди и продай все». Раздай.

Кто такой «совершенный»? Что значит «совершенным»? Слово «совершенный» в Библии – это не тот, кто имеет очень много. Вообще, это слово в переводе с греческого языка означает «тот, кто достиг цели». И вот в эллинистическом обществе совершенным назывался человек, который достиг той или иной поставленной себе цели. Например, цели посвящения себя в высшую степень какой-нибудь мистериальной религии. В Библии «совершенным» называется человек, который полностью отдает себя, жертвует всем ради Бога, потому что Бог – его цель. И вот вспомним: был такой мытарь Левий. Когда Иисус говорит: «Следуй за Мной», он бросил все и последовал. Он без сожаления оставил свое сомнительное имущество, а богатый юноша не мог расстаться со своим богатством. А почему? А потому, что он был очень верующим человеком и, разумеется, слушал учителей вокруг себя – раввинов. А раввинистические представления его времени были такими: богатство – это вознаграждение Божие, это благодать Божия, которую Бог дает человеку за его праведность. Так же, как и здоровье, сила, власть, богатство. Это все человеку дается от Бога за то, что он хороший; за то, что Бог его любит. Он праведный. А если человек лишается всего – нищий, бедный, больной, несчастный… ну, значит, Бог его наказывает. Наказывает за его неправедность. То есть богатство свое юноша рассматривал как вознаграждение за свою праведность. И, расставшись с богатством, он тем самым отказался бы от своей заслуженной праведности. Для такого человека раздача имущества, если бы она совершилась, была бы отказом от своих заслуг. «Я заслужил перед Богом!» – он так думал.– «За это Бог меня наградил! А если я раздам? Значит, откажусь от своих заслуг перед Богом».

Вот с точки зрения Иисуса Христа только так человек может стать совершенным. То есть пожертвовать всем, быть готовым пожертвовать всем. И дело ведь не в этом богатстве. А дело в том, что человек думает, что у него есть какие-то заслуги перед Богом. Что он хороший! Вот именно отказаться, пожертвовать самомнением, вот этой гордыней, этим упованием на собственные силы и заслуги. Только тогда, когда человек отказывается от всего; понимает, что он может всего просить только у Бога, стоять перед Богом, как нищий с протянутой рукой. «Блаженны нищие». Вот только такие люди становятся совершенными и могут войти в Царство Божие. Во всяком случае, так говорит Иисус Христос. Поэтому совет: «Все, что имеешь, – продай» – вовсе не является обязательным требованием для всех и всегда. Он здесь сказан в конкретном случае, в конкретной ситуации. А в принципе, дело не в богатстве как таковом, так как ситуация богатого и праведного юноши может повторяться в бесчисленных ситуациях. Может быть, человек считает своей заслугой не свое богатство, а свои научные достижения, скажем. Или свои спортивные достижения, военные достижения или… Да что угодно! Это не обязательно богатство денежное. А вот отказаться от своих заслуг, считать, что ты нищий перед Богом, – вот это будет истинная заслуга.

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Понятно, что ученики Иисуса Христа понимают, что речь идет не о богатстве. У них-то богатства нет никакого. Они рыбаки. А мытарь бросил все… У них-то нет богатства. Богатством может быть все, что угодно. И понимая слова Иисуса Христа, что они касаются абсолютно всех людей, не только богатых, даже бедных, они испуганно спрашивают: «Так кто тогда может спастись?» То есть они понимают, что это не только о богатых речь идет в данной ситуации. Для людей это очень трудно. Это невозможно. Ответ гласит: «ибо человеку это невозможно. Только Богу. Ибо все возможно Богу». А вот как Бог делает это возможным? А Иисус предлагает ответ: «Идите за Мной», «следуйте за Мной». И вот тот, кто следует за Иисусом Христом, тот и находит драгоценную жемчужину – совершенство радости в Духе Святом.

Ну, потом еще пару слов можно сказать о собирании сокровищ, о заботах. «Не собирайте себе сокровищ на земле». Ну, конечно, не надо все понимать примитивно-буквально, как это у нас многие понимают. К счастью, в древности люди были достаточно религиозно образованы. Они читали пророков, знали наизусть много. Они понимали, что язык Библии – это не буквальный часто язык. Это язык часто метафорический, язык очень богатый. Здесь тоже, конечно, речь идет не о буквальном собирании сокровищ, не об отрицании вообще земного добра, как это делали некоторые и во времена Иисуса Христа, например, еретики иудейские – ессеи, которые отказывались от земного богатства, уходили в свои пещеры, монастыри. Нет! Нет, нет. Иисус вовсе не предлагает подражать этим людям. Он говорит не о собственности как таковой, а о сокровищах. И не о владении богатством, а о собирании. Вот это разные вещи. Ведь, сокровища– это такие вещи, на которые человек возлагает свое упование, с которыми связывает свою безопасность. Сокровища – это то, чему человек вверяет себя: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше» (Мф. 6:21). То есть вы полагаетесь на это. Конечно, Иисус Христос вовсе не отвергает какую-то необходимую предусмотрительность. Она необходима совершенно. Не об этом речь! Отвергаемая забота – это страх и стремление застраховать себе жизнь через имущество. Застраховать. И, вот, чтобы освободить от этой заботы, Иисус Христос указывает на благость, верность Творца. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:32-33).

Итак, обобщая все сказанное в таком вот в историческом контексте, можно заключить следующее. В отношении к богатству в окружающем Иисуса Христа обществе существовало два подхода: во-первых, раввинистический подход, фарисейский – считал так, что праведник должен радоваться своему богатству, потому что это награда за его праведность. Ну, конечно, богатые люди тоже могут быть порочными и неправедными. Но это те богатые, которые не соблюдают закон; которые неправедно приобрели свое состояние, неправедно его употребляют; которые не подают милостыню. И так далее. Они плохие люди. Ну, а если человек богатый и раздает свое богатство, если он творит милостыню – ну что ж, это праведный человек, и он имеет благодать Бога. Вот такая концепция раввинизма, когда богатство считается наградой за праведность, очень близка буржуазному протестантизму, как вы знаете. В некоторых протестантских кругах, начиная с XVI века, считалось, что состояние, богатство есть награда за праведность. Это одна часть общества так считала.

А вот другие – ну, например, жители пещер Кумрана, ессеи, – очень нетерпимо относились к богатству. Они видели, что стремление к богатству, к обладанию вещами порабощает людей, делает их пленниками и затрудняет межчеловеческие отношения, усугубляет социальные пропасти между людьми. И вот кумраниты стремились освободиться от всего этого, реформировать социальное устройство. Вступающий в общину кумранов, предположим, в эти монастыри, должен был раздать все свое имущество, отказаться от всего, вступить в этот колхоз – коллективное хозяйство и быть готовым постоянно к встрече Мессии. В любой момент времени. Они свободны. Такая концепция отказа вообще от материального блага, от собственности, продолжала жить в разных формах христианского общества. Вспомним, скажем, Толстого. Сам-то Толстой не был бедным человеком. Но призывал к этому. К отказу. И в конце жизни ушел, ушел ото всего… А также в различных формах такого социалистического устройства общества эта тенденция продолжала жить.

Вот Иисус Христос, отношение Его к богатству – принципиально, совершенно иное, чем у, так сказать, буржуазных протестантов и чем у социалистов, вот этих кумранитов. Потому что, когда мы проникаем в смысл проповеди Иисуса Христа, мы видим, что этой проповедью о земных благах богатых, движет вовсе не поверхностная, примитивная, древняя как мир социально-экономическая  критика богатства. Богатых критиковали всегда. Не только сегодня, не только вчера, но и две тысячи лет назад, и три тысячи, и десять тысяч лет тому назад. Тут ничего нового нет, Иисус не сказал нового в этом смысле. Вовсе не об этом речь! Евангельская цель речей против богатства касается не только богатства. Эти притчи в Евангелии от Луки касаются всех и каждого. Ибо все хотят себя обезопасить, обеспечить себе жизнь. Критикуется именно это. Ты не можешь обезопасить себя материальными вещами, которые сегодня есть, а завтра их нет. Потому что твоя безопасность только в Боге, только там. И цель осуждения таких людей, которые уповают, полагаются на богатство, цель – это покаяние, то есть – следование Христу. Вот такие следующие Христу люди, преимущественно к которым направлена проповедь… Ну, вообще говоря, Иисус Христос направлял Свою проповедь всем людям… Но преимущественно Он обращался к нищим, малым, к младенцам. Когда говорится «малые», «младенцы», то имеются в виду не младенцы в прямом смысле – это тоже все библейские выражения: «нищие», «малые», «младенцы», «меньшие». И вот им противопоставляются «мудрые и разумные». Бог утаил многое от «мудрых и разумных» и открыл это «меньшим», «младенцам», что не значит – детям. Речь не об этом.

Слово «младенец» во враждебном Иисусу Христу окружении носило очень отрицательный, уничижительный характер. «Младенцами», «меньшими» назывались люди необразованные – то есть люди, не имеющие религиозного образования, и ненабожные, которые не умели правильно молиться, правильно приносить жертву, они и не имели такой возможности… Вот все эти люди назывались «младенцы». Это было пренебрежительное название, «грешники». Такое обозначение последователей Иисусу как «нищих», «младенцев», «меньших», «малых» исходило от противников Иисуса Христа, которые всегда обвиняли Иисуса, что Он общается вот с этими «грешниками». Но понятие «нищие»… Они все нищие. Какой смысл в этом выражении – «нищие»? Речь, конечно, не о нищете в прямом смысле –  как об отсутствии денег, нет. Потому что и для нищего его нищета даже может быть препятствием к вхождению в Царство Божие. Ну, например, если из-за нищеты человек больше и думать ни о чем не может, кроме как о деньгах. Есть же такие люди, и таких очень много. Или, например, нищета становится предметом гордости. Когда человек на себе рвет рубаху: «Вот, я вот такой пролетарий! Бедный!» Ну что ж – гордость сплошная. Так что речь идет не о богатстве и бедности в смысле материальном. Царство Божие достается только тому, кто внутренне больше ни от чего не зависит: ни от богатства, ни от власти, ни от права, ни от каких-то преимуществ. Поэтому евангелист Матфей говорит: «Блаженны нищие духом». Сокрушенные сердцем, смиренные люди.

Ну, хватит об этом богатстве. Теперь будем говорить о «праведных» людях. Иисус критикует не только богатство и противопоставляет ему духовную нищету. Критикует еще и самопровозглашенную праведность людей: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» Так часто звучит в Евангелиях. Здесь книжники и фарисеи, иногда саддукеи и фарисеи объединяются как-то воедино, как некое единство. Кстати, саддукеи и фарисеи – их уж никак в единство никакое привести невозможно в принципе. Потому что если фарисеи говорили: «А», то саддукеи говорили: «Б», и наоборот. Они ни в чем не были согласны. Это были абсолютно противоположные партии. Ведь, саддукеи… Кто такие саддукеи? – Это высший аристократический и священнический слой общества, которые сотрудничали с римлянами. Они имели господствующее положение в обществе, они не стремились ни к какому изменению в обществе. Они были очень консервативны. Упаси Бог какие-нибудь изменения, потому что пошатнет их положение! Этим формировалось все их и мировоззрение, и их религиозные взгляды. Ну, а всякая новизна, всякая реформа ими отрицалась страшно. Ну и, конечно, всякие народные волнения, поиски каких-то мессий – это все было страшным для них. Саддукеев было немного. Это был высший узенький слой аристократии, составлявший по преимуществу высший совет – синедрион, это высшая судебная власть в Израиле, и религиозная власть.

Фарисеи – это совсем другое дело. Фарисеи – это, так сказать, широкая масса интеллигенции религиозной, духовной в народе. Их было много. Во времена Иисуса Христа порядка нескольких десятков тысяч. Это большая партия. Это была партия, имевшая свои отделения в каждом городе, в каждом поселке, где в каждом отделении был свой маленький устав фарисейский. Это была партийная группа. Чем они отличались, фарисеи? Их народ очень уважал. Они все были книжными людьми, как правило. Они прекрасно знали Писание, прекрасно знали Закон. Но они были ближе к народу. Они понимали, что вот один Закон как он сформулирован, скажем, в Торе – Священном Писании, он людям еще мало помогает жить, потому что, ну, сказать, что надо соблюдать субботу – это все равно, что ничего не сказать. А как ее соблюдать? Конкретно? Ясно, что в субботу не надо работать, да? По Закону Моисея. Потому что шесть дней Бог делал, а в седьмой день – в субботу – отдыхал. Так же и людям велено отдыхать. И скоту велено отдыхать, не работать седьмой день. А что значит работать и что значит не работать? Вот можно ли, например, себе приготовить, там, завтрак? Это работа или не работа? Или обед. А можно ли там, если сломалось что-то в доме, починить? Это работа или не работа? И так далее, и так далее. Миллион же вопросов возникает. На это же Закон Моисея не дает ответа. Но ответ-то народ требует. Одно дело Конституция России, которая в нескольких пунктах выражена. И другое дело – кодексы законов, которые развивают пункты Конституции, разветвляются. Вот это то, что делали фарисеи: они толковали Закон, применяя его к каждой конкретной ситуации. Они были новаторами, конечно, в своем роде. Другое дело, что число их толкований Закона выросло, разрослось до невообразимых масштабов. Саддукеи их ненавидели. Потому что саддукеи считали: что положено – не трожь! Какие там толкования?!  Вот сказано в Библии – и все, никаких толкований! Они не терпели никакой новизны. А фарисеи толковали. Поэтому они ни в чем не были согласны. Кроме того, фарисеи считали, что Откровение Божие продолжается в истории. Ведь, кроме Пятикнижия Моисея, они признавали и другие книги – исторические, Песнь Песней, или Псалмы Давида, или Книги пророка Исаии, Иеремии, великих и малых пророков. Саддукеи с подозрением смотрели на все эти книги. Они считали, что все это ереси сплошные. Есть Тора, то есть Закон Моисея – Пятикнижие. Вот она нам дана – все! Ничего больше!  А на эти всякие там пророки, псалмы – у нас и времени-то нет, чтобы читать всякую ерунду. Саддукеи так говорили.Так что в этом они тоже расходились друг с другом.

Соответственно, например, фарисеи верили в существование ангельских сил, Ангелов-Хранителей и так далее. А саддукеи говорят: «Ну этого ничего нет в Торе, поэтому мы и не верим в это». Фарисеи верили в воскресение мертвых. А саддукеи – не верили. Потому что этого в Торе нет, значит – нет. И так далее, и так далее. То есть во всех вопросах они расходились.

И тем не менее, в устах Иисуса Христа постоянно объединяются: «фарисеи-саддукеи, лицемеры». То есть Он критикует религиозный слой общества. Если там Он критиковал все общество – богатые,  то есть каждый человек так или иначе богат: не одним, так другим – одни богаты деньгами, другие богаты бедностью своей, третьи богаты своим здоровьем, четвертые богаты… ну, различными там, своими гордыми мечтами… А здесь говорится о религиозных личностях уже. Они называются «лицемеры». А что значит лицемеры? Ну, в общем-то, мы понимаем, что это такое. Слово «лицемер» в подлиннике означает «актер». То есть это тот, кто выступает на сцене. А кто такой театральный актер? Актер – это тот человек, который являет не самого себя, но изображает на сцене кого-то другого. Евангельский лицемер делает то же самое. Только он об этом не задумывается. Он не сознается ни себе, ни другим, что он живет, играя некую роль. Как актер. Он по сути одно, а кажется другим. Ну, и мы все знаем, как много Иисус Христос критикует вот таких лицемеров. Он говорит, что: «все, что они велят вам соблюдать – соблюдайте, делайте. По делам их не поступайте». Критикует за то, что они возлагают на людей бремена неудобоносимые, а сами не хотят и перстом двинуть. Ревнуют о Законе Божием, изобретают массу толкований лишь только для того, чтобы обойти самое главное в Законе. И так далее, и так далее… Но замечательно, что, когда мы задумаемся обо всех этих высказываниях обо всех этих фарисеях, саддукеях – лицемерах, мы видим, что фактически такими лицемерами являемся мы все. Каждый из нас стремится казаться не тем, что он есть на самом деле. В той или иной степени. Это некая объективная данность, присущая каждому человеку. И поэтому все высказывания в адрес лицемеров касаются каждого.

Конечно, все основания для таких критических высказываний Иисуса Христа в адрес «праведников» дают конкретные споры по тому или иному поводу. Ну, например, о субботней заповеди, о правилах очищения, о богослужении в храме. И все вот эти разговоры вокруг праведности обнаруживают отношение Иисуса Христа к тому основному, что определяло жизнь религиозного общества иудейского Его времени. А именно, отношение Иисуса Христа к Закону. Закон Моисея был то основное, то самое главное, что владело помыслами и устремлениями народа в то время. Это понятно. Это понятно, ну, во-первых, потому что из поколения в поколение передавалось это предание, которое вошло в плоть и кровь уже народа. Моисей – величайший пророк для любого еврея благочестивого. Каждый пасхальный вечер открывается словами: «Сегодня мы здесь, а завтра там!» Слова, напоминающие об исходе Израиля из египетского рабства на свободу. Так родился народ как Божий народ, как они себя считали. И здесь посредником выступал Моисей. Это Моисей вывел из Египта. Это через Моисея был дан Закон, который устанавливал отношение между Израилем и Богом. Израиль должен был исполнять Закон. И только тогда будет благо Израилю, если он будет праведно, то есть верно исполнять Закон. Всему народу будет хорошо, и каждой отдельной личности будет хорошо. Ну, до поры до времени речь о личности не шла. Это уже во времена Иисуса Христа стали больше уделять внимание каждому конкретному человеку. Ну, вот, раньше говорилось только обо всем народе. Так или иначе, Закон – это самое важное для Израиля того времени. Ну, и поныне так.

А что означает слово «закон»? «Закон» – по-гречески «nomos», передает еврейское «tora». Тора вообще означает «учение», ну, у нас переводится как «закон»; это означает сумма всех заповедей и богословское их понимание. Иисус Христос о Законе говорит, конечно, очень много. Преимущественно, если мы будем обобщать, то мы можем сказать так, что для Иисуса Христа самым важным в Законе была так называемая наибольшая заповедь. Помните такую историю? Один из книжников спросил Его: «Какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: «Первая из всех заповедей – (все мы знаем, какая первая заповедь), слушай, Израиль, Господь Бог наш есть Господь Единый». Это первая заповедь. Очень интересно, вам, наверное, неоднократно приходилось слышать по радио, в выступлениях каких-нибудь видных общественных деятелей или журналистов известных, которые говорят, что люди забыли десять Христовых заповедей… А есть у Христа десять заповедей? (Голос из зала: «Девять Блаженств. А десять заповедей – это Моисей»). Вот, правильно. Десять заповедей Моисея – девять Христовых заповедей… А когда их спрашивают, этих общественных великих деятелей: «Ну, а назовите нам хотя бы несколько этих заповедей?»–«Ну, как же?! Не укради, не убий…» – «Ну а первую заповедь вы можете назвать?» Конечно, нет. Никто не помнит того, что первая заповедь – заповедь о Единстве Божием. И, как правило, все эти люди неверующие.

Итак, «… слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,— вот первая заповедь! Вторая подобная ей: (это слова Иисуса Христа) возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его» (Мк 12:29-34)

Итак, перед Иисусом Христом ставится вопрос о первой или наибольшей заповеди. Для фарисеев, вообще раввинов, учителей того времени, спросить о наибольшей или первой заповеди – это было равносильно тому, что спросить об отношении ко всему Закону. Так вот, мы знаем, что Иисус Христос заповедь любви к Богу и к ближнему ставит на вершину Закона. А как Он относился к Закону не только как к целому, вот как целое Он понимал как Любовь, а конкретно? Конкретно к Закону в его деталях? Понятно, что, видя поведение Иисуса Христа, ну, скажем, в субботу Он исцеляет – а можно ли исцелять в субботу? По Закону нельзя. Ни в коем случае! А почему нельзя? А потому, что в субботу нельзя ничего делать. Не то, чтобы там пальцем не двинуть, нет. Делать в смысле творить. Ведь каков смысл субботней заповеди, вспомните? Бог творил шесть дней, а в седьмой не творил уже, а только отдыхал. Творить. А что значит «творить»? Вот это библейское слово, что оно означает? Это значит, произвести то, чего не было до сих пор. Ну, вот скажем: не было света – «тьма над бездной», а Бог сказал: «Да будет свет!» И стал свет. Вот это называется «сотворил свет». Другое дело – что-то оформить, что-то сделать из чего-то там: например, книжку написать. Ну, уже была и бумага, было и перо, там… Это уже сделать что-то из существующего. Это не называется «творить» в библейском смысле. Сотворить – это всегда сделать то, чего не было. Ну, по аналогии хотя бы с этим светом: например, человеку запрещено в субботу (по фарисейским постановлениям, толкованиям этого закона), запрещено зажигать свет. В комнате или в квартире. Нельзя этого делать. Почему? Потому что света нет, а если ты сделал так, что свет есть, значит ты что-то сотворил в подражание Богу, а этого нельзя делать. Нельзя творить!

Ну, конечно, в современном мире все эти заповеди очень легко обойти, потому что достаточно установить просто автомат, который сам будет работать вместо себя. Его же Бог не будет наказывать! Или, например, разогреть себе завтрак – нельзя! Он был холодный – пусть холодный и останется. А если хочешь, чтобы он был тепленький, – ну, с вечера позаботься, с пятницы. Заверни его во что-нибудь, в грелочкув какую-нибудь поставь. И так далее.

То же самое с исцелением. Человек болен – а ты вот сделал что-то такое, что он и выздоровел. Нельзя! Он был больной – пусть больной останется. До вечера. А там уж – исцеляй, пожалуйста. Конечно, нельзя сделать и противоположное: чтобы он был больной, а стал мертвый. Этого тоже нельзя. И тут, ну, вот, что делать? А надо сделать вот так, чтобы человеку вроде бы и не навредить, но и особенно-то лучше не сделать. А все остальное – уже воля Божья, конечно. Такие тонкости. (Голос из зала: «А вот срывание колосьев?») Ой! Срывание колосьев! Они же урожай собирали! Это же ужас! (Голос из зала: «Но они же ничего не создают?») Ну да. Но это работа. Это работа… (Голос из зала: «Это молотьба. И это не имеет отношение к тому, что вы сказали»). Ну да, надо задуматься над этим вопросом. Вы правы. Ведь было много разных толкований этого Закона, так что не будем вдаваться в эти тонкости. Во всяком случае, обвиняют их в том, что они урожай собирают.

Вот мы смеемся, на самом деле, когда мы читаем все эти толкования, но мы увидим там и много разумного. Люди все-таки были практичные, и много таких толкований, которые позволяли из беды вызволить, скажем, животное, которое попало в беду. Ну, ладно. Толкований было много. Но дело не в этом.

Иисус Христос очень публично и сознательно нарушал, скажем, субботу. Ну и вообще поступал, с точки зрения праведников, беззаконно часто. Сидел за одним столом с грешниками, ел с ними из одной посуды – этого же нельзя по Закону. Да? С мытарями какими-нибудь, там, с блудницами, с пьяницами. Все бывало. И, естественно, Иисуса Христа обвиняли в том, что Он постоянно нарушает Закон, разрушает Закон. И вот Нагорная проповедь, которую так прекрасно излагает нам евангелист Матфей, это 5, 6, 7 главы Евангелия от Матфея, вы знаете, что она открывается рядом вот этих высказываний – «Блаженства». И после этого, начиная с 17 стиха 5 главы, Иисус говорит, Его слова передаются о Его принципиальном отношении к Закону. Вот сейчас на них обратим внимание. 5 глава Матфея, 17 стих:

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков…– ну, закон или пророки – это вообще Священное Писание, общее обозначение, – не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

 

Мы удивлены. Мы удивлены! Если вы читаете Послания апостола Павла к Римлянам, Галатам, ну и другие послания; вы же прекрасно знаете, что христианское учение, христианское догматическое учение говорит о том, что со Христом Закон утратил свою спасительную силу, что теперь мы живем благодатью, а не Законом! Закон Моисея остался в прошлом. Это основа основ новозаветного учения о Законе. А здесь говорится о том, что «не нарушить пришел Я, а исполнить». Какой смысл? Это что значит – «исполнить»? «И не одна иота, ни она черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все».

Да что же это – призыв к нам следовать иудейским всем постановлениям? Всем этим маленьким иотам, черточкам, да? Ну, конечно, здесь литературная, так сказать, яркость изложения. Конечно, опять же не надо понимать все буквально. И все-таки, все-таки… Тут опять, снова и снова, как то, с чего мы начали сегодняшнюю нашу беседу, мы, вздыхая, говорим: перевод! Перевод. И – знание, точное знание смысла тех слов, которые употребляет Иисус Христос. Дело в том, что слова-то, вроде бы, нам кажутся знакомыми и понятными, но смысл-то их ведь меняется на протяжении столетий и тысячелетий. Смысл-то их меняется даже от одной географической точки к другой, от одной исторической ситуации к другой. Ну, вот посмотрим.

Ну, во-первых, когда говорится: «Я пришел». Что значит «Я пришел»? Откуда пришел? Из Назарета пришел? Конечно же, нет. Это же очень великие слова. «Пришел» – это уже очень яркие и вызывающие слова, которые говорят, что Он пришел от Бога! Иисус Христос Своему окружению говорит: «Я пришел». Что это значит? Каждый понимал, что тем самым Он говорит о Своей великой миссии – посланничестве от Бога. Он послан! А не просто там из одного города в другой пришел, и вот Я к вам пришел… Дальше. «Я пришел не нарушить Закон или пророков. Не нарушить, но исполнить». Иисус Христос был реалистичным человеком и пророком и прекрасно знал, что до тех пор, пока существует этот мир с его злом, с грехами – до тех пор Закон абсолютно необходим. Ну, попробуйте сейчас отменить Закон. Да все же ведь передушат друг друга, истребят. Народы просто истребят друг друга! И все. Именно беззаконие получится. Закон абсолютно необходим. Это понятно. В этом мире закон неизбежен, ибо он есть следствие нашей греховности. Этот мир после Адама весь во зле лежит, и так будет до скончания мира. До последней его секунды. Весь мир лежал, лежит и будет лежать во зле, и ничего другого не будет здесь. И до тех пор, пока он во зле, здесь закон абсолютно необходим. Любой закон. Божий закон, государственный закон, такой, сякой, третий, пятый, десятый… Все равно законы всегда были, есть и будут.

Поэтому Иисус говорит здесь о Моисеевом Законе. Потому что это тот закон, который существовал в израильском народе. Он вовсе не собирается его нарушать. Он признает его существование в этом мире. Но. Он критикует, и дальше мы это с вами увидим, не Закон как таковой, Он критикует толкования Закона. И говорит о том, что Он пришел исполнить Закон. А что это значит? Вот в нашем языке «исполнить закон» – это значит «соблюсти закон». Да? Ну, исполнить заповедь какую-то – это значит соблюсти эту заповедь. Ну, Он же постоянно нарушал! Как же Он Сам Себе противоречит! А весь смысл в значении  слова «исполнить».

На еврейском языке не существует такого выражения «исполнить закон» в смысле «соблюсти закон». Если человек хочет сказать «Я пришел соблюсти закон», то он не говорит «Я пришел исполнить закон». А он говорит: «Я пришел сохранить закон». Или «блюсти закон». Но не «исполнить». У евангелиста Матфея глагол «исполнять» всегда имеет совершенно определенное значение, а именно – исполнить реченное пророками. Так и только так! С первых же строчек, с первой же главы Евангелия от Матфея, вот посмотрите, о Рождестве Иисуса Христа произносится – 22 стих, в 1 главе:

 

22 А все сие произошло,— это когда Ангел является Иосифу праведном, – да исполнится реченное Господом через пророка, который говорит:

23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына…

 

И так далее. Дальше, скажем, бегут в Египет – Иосиф, Дева Мария берут Младенца с собой, бегут в Египет. Были там до смерти Ирода. «Да сбудется» – ну, это в нашем переводе. А в подлиннике – «да исполнится реченное Господом через пророка». И дальше – возвращаются из Египта: «да исполнится реченное Господом через пророка». И так далее, и так далее. Все время в этом Евангелии вот это «исполнять» всегда означает «исполнить то, что сказано пророками».

А что имеется в виду здесь? Что «исполнить» Он пришел? Речь идет об исполнении пророчества о Царствии Божием, которое высказано было пророком Иеремией: 31 глава 33 стих. О Законе там говорится; это пророчество о Законе:

 31 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32 Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Это Иеремия, 31 глава 31 стих и далее. Вот именно об исполнении этого пророчества и говорит Иисус Христос. Он пришел исполнить это пророчество. Вложить Закон в сердца людей. А не заставлять людей, как это заставляли и без Него все. Он не должен был следовать букве Закона, написанного на скрижалях завета и многочисленных толкованиях. Не об этом. «Исполнить» – это значит «исполнить» пророчество божественное, данное через Иеремию. Дать Новый Завет и вложить Закон в сердца. Закон в его полноте и основном смысле. Как закон любви. Мы уже с вами говорили, что Закон Он понимает как основную заповедь любви. Все остальное уже подчинено.

Так что Иисус фактически отменяет вот этот письменный Закон. Но отменяет не хронологически, так сказать. во времени. Он продолжает действовать. И действует, и будет действовать, а отменяет его по сути. Эсхатологически. Вот там, где Он, там, где мы в Нем, там мы внутренне уже живем вне Закона, а по благодати. Понятно, да? А внешне – да, Закон продолжает действовать в той иной степени. Понятно.

Дальше. Сказано: «ибо ни одна иота, ни одна черта ни прейдет из закона, пока не исполнится все». И опять же мы встречаемся с этим словом «исполнится» в русском переводе, то есть все, что сказано в Талмуде, мы должны сделать, иначе будет вот что-то такое? Да, нет же, это русский перевод. Читайте по-славянски – там совсем другое уже слово стоит. «Ни одна иота, ни одна черта не прейдет из закона, дондеже вся будет». Это перевод с греческого – «до тех пор, пока не завершится все». То есть, только что сказано, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота, ни одна черта не прейдет из закона, покуда не прейдет эта небо и земля». То есть Закон действует в рамках нашего мира. До тех пор, пока он не завершится, да, хронологически он действует. Что делать, вот такой мир. Но там, где Христос, там он исполняется! То есть Закон уже в сердцах людей. И тогда праведность будет не по Закону. Она будет превосходной: «Тогда праведность ваша превзойдет праведность книжников…» Они праведные – по-своему, по-лицемерному. Потому что они стремятся исполнять всю букву закона. И если вы будете такими же, как они, ну, и вы будете такими же «праведниками», как они. Которые не войдут в Царствие. А если вы будете исполнять не букву Закона… ну это тоже, это тоже, но это неважно! Гораздо важнее исполнять то, что написано в ваших сердцах, где исполнение Закона. Закон в его полноте. Вот тогда вы будете праведнее книжников и фарисеев. А вот как это делать конкретно, в тех или иных случаях, как совместить вот это исполнение Закона в сердце и букву закона внешнюю, – об этом говорится в Нагорной проповеди в так называемых «антитезах», которые дальше следуют: «вот древним сказано одно, а Я вам говорю другое».

Вот эти этические заповеди, новые этические заповеди, высказанные в шести антитезах, мы с вами будем разбирать в следующий раз. Это будет через неделю, 7 числа.

Добавить комментарий