Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на Прощеное воскресенье

Чтения:  Мф. 6:14-21

Проповедь прочитана 06.03.2007 года в Феодоровском соборе

Запись и расшифровка – Л.Голубкова

Редактура – О.Суровегина

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня прозвучало Евангелие, одно из самых замечательных, отрывок евангельский из Нагорной проповеди – о прощении (сегодня Прощеное воскресенье), о посте (а завтра наступает пост) и о собирании сокровищ на Небе. Это евангельское чтение о прощении в Нагорной проповеди звучит сразу после наставления о том, как молиться. А как молиться? Господь нас наставляет, Иисус Христос, что основная молитва наша – это молитва Господня «Отче Наш». И вот в этой молитве одно из прошений: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть «прости нам долги наша» – долги наша перед Богом это наши прегрешения, это понятно; «и прости нам грехи наши в той же мере, в какой мы прощаем согрешения против нас, наших ближних». Так вот если мы задумываемся серьезно над этими словами, и если мы при этом на кого-то имеем зло, или не можем кому-то что-то простить, а иногда даже говорим: «Ну, я ему этого никогда не прощу!» Бывает же такое. То мы не можем читать молитву «Отче наш». Ведь если мы эту молитву читаем, то фактически что же получается? «И прости нам грехи наши в той же мере, в какой мы прощаем»…  А мы не прощаем! То есть фактически мы молимся о чем? То есть «Никогда не прощай нам наших грехов», да? – «И никогда не введи нас в Царствие Твое». Вот люди обычно об этом даже и не думают. Ну, читают молитву «Отче наш» формально частенько, не задумываясь о том глубоком смысле, который заложен там в каждом прошении.

Ну а как же все-таки простить? Ведь дело это не очень простое. И в сердце почти каждого из нас всегда существуют какие-то обиды против своих ближних. Чисто человеческими силами, конечно, подчас понять?прощение невозможно. И надо прибегать к силе Духа Святого в молитве. Но и от нас требуются какие-то усилия. Что для этого надо сделать? Ну, постараться. Во-первых, постараться понять того человека, который нас обидел, против которого мы что-то имеем. Очень часто, да, пожалуй, наполовину,в обидах, нанесенных нам, бываем виноваты мы сами. Не всегда, конечно, но наполовину-то уж точно! Поэтому нужно понять, в чем же мы согрешили против своего ближнего и почему мы вызываем с его стороны такую реакцию и вызываем неудовольствие. Ну а, предположим, что человек грубый, невежливый, может быть, у него плохое настроение. Надо понять, почему он такой. Почему волнуется? А, может, у него болит что-нибудь? А, может быть, у него какие-нибудь неприятности? Может, он нас неправильно понял, может, его неправильно информировали о нас что-то такое… Может быть, у него характер такой, трудности жизни…То есть надо каким-то образом понять, помочь даже человеку. И в таком случае облегчается задача прощения.

Кроме вот этой возможности понять надо еще постараться забыть, что тоже очень важно. Забыть обиду. Этого тоже иногда трудно. Часто мы говорим: «Я не могу забыть то, что мне сделали! Никогда не забуду, как со мной обошлись!» А ведь это очень опасные слова. Если мы часто повторяем такое: «Я не забуду ошибок моего ближнего», то может случиться так, что вот как в компьютерах бывает стирается что-то такое из памяти или не стирается, остается. Так вот и у нас эта невозможность забыть в конце концов становится неизгладимой. Память об обиде становится уже неизгладимой! В таких случаях нужно прибегать к молитве и просить Бога о помощи, просить Христа и призывать Его очистительный Дух, чтобы Он очистил нашу память.

Ну и, наконец, для прощения, конечно, необходимо любить, полюбить своего ближнего, а это-то самое трудное. А что такое любовь христианская? Христианская любовь – это благожелательность ко всем людям – ну, все это мы прекрасно знаем. Благожелательность ко всем людям независимо от того, что они нам причинили, как они по отношению к нам себя вели. Подчас это совершенно невозможно – полюбить человека, который постоянно делает нам какие-то, как мы считаем, неприятные вещи. Ну что делать? Такая любовь может прийти к человеку только тогда, когда в его сердце вселяется Христос. А для этого надо постоянно, постоянно призывать Христа, призывать Духа Его Святого, постоянно причащаться Христу – это единственный путь стяжать чистое сердце, очищенное для вселения Духа Святого и для любви.

Так что вот: для того, чтобы получить прощение от Бога, мы сами должны прощать, а сделать нас к этому способными может только Дух Святой, о чем мы должны молиться.

Дальше в сегодняшнем чтении говорилось о посте. Вот дети сейчас сказали, что пост – это воздержание от какой-то пищи и даже от жареной пищи. Ну, конечно, это только частично. Вообще задуматься стоит о смысле поста. А зачем, в принципе, он? Что он такое? Ведь пост сопровождает жизнь человечества на протяжении всей его истории. Уже даже первобытные люди, наверное, знали, что такое пост и, если даже не задумывались об этом, то интуитивно чувствовали его необходимость.

Когда мы задумываемся о посте, то мы понимаем, что пост чаще всего служил и служит выражением раскаяния в грехе. Уже в древности – вот уже древний Израиль. Скажем, в Библии мы читаем в Ветхом Завете, как люди плачут, рыдают, постятся, в чем-то себе отказывают, как-то себя наказывают за то, что совершен какой-то грех против Бога или ближнего. Надо нам помнить слова Господа Иисуса Христа. Помните, когда Его спрашивают: «Почему Твои ученики не постятся»? А Он ответил, что они будут поститься, когда у них будет отнят Жених. Иногда эти слова относят к смерти и воскресению, вознесению Иисуса Христа на небо. Что вот, когда Он ушел, так сказать, с земли на небо, вот тогда люди стали поститься. Но это не совсем так, это не совсем точно. Это не очень духовное толкование.

Дело в том, что мы ведь тоже не всегда постимся. Мы часто радуемся дарам Божиим и едим все, что угодно, и веселимся, и так далее… Мы должны помнить, что мы рады тогда, когда мы пребываем в Боге, особенно мы радуемся, когда мы пребываем в Иисусе, когда Он с нами пребывает. И вот тогда Жених с нами на брачном пире пребывает. Но если мы согрешаем против Бога, ближнего, то тогда Жених – Христос – уходит от нас, Жених становится взят от нас. Вот тогда-то мы и должны поститься. То есть за грех надо отвечать постом. Это древнее установление. Но не только это. Дело в том, что пост служит не только выражением нашего раскаяния за совершенные проступки и прегрешения, но и служит также знаком нашей зависимости от Бога, нашей надежды на Его милость в будущем.

Вот, например, когда мы хотим что-то такое сделать, неплохо бы помолиться и попоститься, когда мы хотим совершить что-то хорошее, большое и благое. Ну вспомните, например, иконописцы, приступая к написанию иконы, всегда молятся некоторое время и серьезно постятся. Или даже вот Господь Иисус Христос. Перед началом Своего служения Он тоже молился и удалился в пустыню и постился. Вот такой была и практика древней Церкви: поститься перед началом какого-то серьезного дела. Отказаться от чего-то в знак готовности принять силу и помощь Божию.

И еще один смысл поста, вполне естественный. Голод есть один из главных человеческих инстинктов. А алчность – есть один из главных человеческих грехов. И вот пост не только в смысле еды, но и в смысле отказа от каких-то обычных приятных вещей и удовольствий служит дисциплине. Он дисциплинирует нашу волю, помогает нам контролировать наши собственные потребности и инстинкты. Апостол Павел очень часто сравнивает жизнь христианина с тренировками спортсмена. И он говорит, что подвижник, то есть участник соревнования, спортсмен, он оказывается от всего. В древности тоже перед олимпийскими играми спортсмены всегда постились, не пили вино, не общались с женщинами, лишали себя всяких удовольствий и постоянно подвергали свое тело различным тренировкам. И воздержание не надо понимать в этом случае не как наказание своего тела, а как воспитание дисциплины в науке самообладания.

И, наконец, еще один смысл поста, на который я хочу сегодня указать. Это следующее. Пост есть выражение нашей солидарности с бедными, с голодающими, с неимущими или с малоимущими. Вы посмотрите, как нам неприятно бывает смотреть на богатых людей, каких-нибудь миллионеров, миллиардеров, которые бездумно и безумно украшают свою жизнь излишней роскошью. Но не это даже самое главное. Когда они делают это напоказ, напоказ вызывающе, не обращая ни на кого внимания, не обращая внимания на то, что кругом люди не могут этого (не только этого, даже сотой доли этого!) себе позволить. Нам все это неприятно. И мы понимаем, что это грех – богатство, выставленное напоказ: «Смотрите на меня!» И поэтому мы должны помнить, что наша скромность поведения и пост – это есть наше выражение солидарности с теми, кто не может себе позволить роскоши.

Ну возьмите притчу о богаче и нищем Лазаре. Богач себе, так сказать, все позволял, вызывающе себя вел, не обращал внимание на нищего, который просил крошки там, где-то у его порога… Но результат нам тоже известен.

Дальше о посте в сегодняшнем чтении говорится следующее: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, но умойте свое лицо, помажьте свою голову…» и так далее. Вот дело в том, что Иисус не предлагает нам во время поста выказывать какую-то наигранную веселость и радость на своем лице. Вовсе нет. Это было бы одно лицемерие вместо другого. Ведь в посте, собственно, нет ничего ни веселого, ни радостного. В самом деле, если в чем-то себе отказываешь, что тут радостного? Нет, конечно, нет! Но Иисус говорит о том, что во время поста вы должны не показывать публично свою праведность, свою «постность». Ведь смотрите, Он окружен был этими самыми фарисеями, которые постились, но пост их сопровождался такой артистичностью! Часто люди выходили на улицы Иерусалима с мрачными лицами: они постятся! Они не умывались, ходили лохматыми, чтобы показать, что они во всем себе отказывают. Иисус говорит, что не надо этого делать. Нужно точно так же умываться, и причесываться, и держать свою голову в порядке, чтобы не показывать никому особых признаков нашего поста.

И еще одна тема затронута в сегодняшнем замечательном Евангелии: «Собирайте себе сокровища не на земле, а на небе». Говорится о том, что если уж копить себе сокровища, то надо копить такие сокровища, которые долго сохраняются. А на земле, мы знаем, все тленно: тут и моль, и ржа, и воры… В будничной жизни, когда мы что-то хотим себе приобрести, мы всегда стараемся найти что-нибудь более устойчивое, а вовсе не то, что рассыплется и развалится на следующий день, как, например, обувь, которая может рассыпаться через неделю. Мы благоразумно ведем себя, выбираем себе не хлам, а солидные, долговечные, хорошо сработанные вещи. Вот именно об этом говорит здесь Господь Иисус: мы должны обращать внимание на долговечное, а не на временное и преходящее. Человек, который считает, что его счастье вот в этих вещах, в приобретательстве, во всем тленном, он, конечно, обречен на глубокое разочарование. Потому что он обязательно потеряет свое сокровище и, хотя бы перед смертью, поймет это.

Ну а что же обозначают эти слова – «не собирать себе сокровищ на земле»? Ведь Иисус Христос не запрещает нам собственность? Нет. Он не запрещает нам откладывать на черный день? Нет. Наоборот, Писание хвалит, например, в книге Притч мудрость муравьев, которые собирают себе пищу на зиму и складывают в свои хранилища. Более того, апостол Павел в Первом послании Тимофею говорит, что человек, который не обеспечивает своих ближних, свою семью на будущее, такой человек еще хуже неверного. Надо радоваться тем благам, которыми нас одаряет Творец.

Но что же запрещает нам Иисус Христос? Он запрещает, во-первых, эгоистическое накопление благ. Вспомните Его слова: «Не собирайте себе сокровищ земных». Вот это вот – для себя. Если уж и делать что-нибудь, то скорее для других. Это первое. И, в конце концов, эти слова направлены против алчности. Ведь ничего из накопленного на земле мы не сможем взять с собою на небо – в будущую жизнь. Как говорит Иов многострадальный: «Наг я вышел из чрева матери своей и наг возвращусь». Вот этот мир –ведь еще не конец жизни как таковой. Это всего лишь этап на пути. И человек никогда не должен полностью отдавать сердце этому преходящему. Его сердце должно быть направлено выше – в небо. А сокровища небесные нетленны. Иисус не объясняет, что оно значит. Но мы понимаем, что это что-то такое на земле, что дает нам жизнь в вечности. Что нетленно. А что же это такое? Ну, разумеется, можно сказать, что это добрые дела. И мы будем правы. Но не надо при этом понимать наши добрые дела как какие-то заслуги перед Богом. Как какие-то вклады в копилку, страховой полис или на сберегательную книжку, чтобы потом предъявить Богу эту сберегательную книжку и сказать: «Вот, оплачивай мне здесь все, что я сделал!» Это грех большой думать так. Дело в том, что в мир грядущий человек не может взять с собой ничего! Ни вещи, ни даже свои добрые дела. Они останутся на земле. Единственное, что он может взять туда с собой, на небо, – это самого себя, свое собственное «я». Больше – ничего. Вот что же тогда такое – сокровище? Да это я сам, только я возросший. Возросший в вере, надежде и в любви. Добрые дела делаются не для того, чтобы их предъявить Богу. Они делаются для того, чтобы мне самому возрастать в любви. И к Богу, и к ближнему. Вот любовь – это то золото, какое никогда не заржавеет, как всякое золото, никогда не потускнеет. Об этом замечательно пишет нам и апостол Павел в своем Первом Послании к Коринфянам: «Все преходит, а остается любовь», как истинное сокровище и ценность. И говорит он нам: «Достигайте любви» – или по-славянски: «Гонитесь за любовью». За любовью, а не за иным богатством, ибо Любовь есть Бог.

Аминь.

 

Добавить комментарий