Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в четверг 9-й седмицы по Пятидесятнице

Чтение:   Мф., 81 зач., XX, 17—28

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Очень поучительную историю рассказывает нам сегодня Евангелие от Матфея. Вот Господь начинает, уже не в первый раз, говорить Своим ученикам о Своих грядущих страданиях. Он говорит им о предстоящих Ему мучениях, позоре и смерти, навстречу которой Он добровольно идет, исполняя волю Отца о спасении людей.

Ученики, конечно, предчувствуют, что надвигается что-то страшное, но, увы, совершенно непонятное для них. Ведь они все еще никак не в состоянии освободиться от своих предрассудков национальной гордости и по-прежнему ожидают увидеть своего Учителя в блеске земной славы и царского могущества.

Поразительным диссонансом к словам Спасителя звучат поэтому слова двух Его любимых учеников, двух братьев, Иакова и Иоанна. Они, мечтая разделить с Господом Его, как им кажется, близкую земную славу, просят у Него, чтобы Он не забыл при этом их, и приготовил им теплые и почетные местечки в грядущем царстве, по правую и по левую сторону от Своего царского трона.

Как тяжело было слушать это их Учителю. «Не знаете, чего просите», –  отвечает Он им. В самом деле, если бы они знали, кто будет вскоре на земле по правую и левую сторону от Христа – два разбойника, распятые вместе с Ним. Такой участи они хотят? «Не знаете, чего просите».

Разговор двух братьев с Господом не остался незамеченным. Другие ученики услышали, о чем шла речь, и вознегодовали на них. Так в мирную и дружную общину учеников вошли соперничество, спор и недовольство. В самом деле, чем лучше других учеников эти двое? Чем они заслужили первенство? Признавать их превосходство никто не собирался.

И вот, чтобы устранить возникший раздор, Господь преподает Своим ученикам такой урок, который должен был перевернуть все их привычные представления о жизненных ценностях. Он сказал им: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».

Недовольство учеников было вызвано стремлением Иакова и Иоанна захватить первые места, стать выше других. Ведь обладание первым местом очень часто вызывает зависть и соперничество. Преимущество одних перед другими – самая главная причина вражды и злобы среди людей. Такие блага, как власть и первое место, трудно или вообще невозможно поделить. Поэтому люди рвут их друг у друга из рук.

Первенство, слава, власть над телами и умами для многих становится мечтой и кумиром. А кумир всегда требует жертв и борьбы. В самом деле, что принято обычно считать значительным, привлекательным, к чему тянутся тысячи жадных рук? Посмотрите телевизионные программы для молодежи под названием «Как стать звездой».

Юные сердца искушаются внешним мишурным блеском и возгораются страстью к нему, жаждой ничтожной славы, которая мелькнет, блеснет и погаснет. Но вот это мелькание и блистание и притягивает к себе, как магнит. Это довольно невинный пример. В истории мы видим множество случаев, когда стремление к славе, к известности, к господству, к поклонению приобретает зловещие, демонические черты.

Достаточно вспомнить деспотов и тиранов, путь которых на вершину общественной пирамиды отмечен злодействами, обагрен потоками крови. Миллионы восхищались ими, поклонялись им как богам, готовы были приносить им в жертву самих себя, своих детей. Хотя предпочитали, конечно, приносить в жертву детей не своих.

При этом вся эта бесовщина, как правило, рядилась в привлекательные идеологические или ложно религиозные одежды. Да, в человеческом обществе, к сожалению, действует тот же дарвинистский принцип борьбы за существование, что и в мире флоры и фауны. Слабые сбрасываются вниз, сильные занимают место наверху. Так выстраивается довольно странная и неустойчивая постройка, фундамент которой слаб, а верх крепок и тяжел.

При таком распределении общественная жизнь постоянно неустойчива и обрушивается при малейшем толчке. Сильные и богатые постоянно и не напрасно опасаются за свое положение. Вспомним слова из песни Богородицы: «низложи сильные со престол и вознесе смиренные, алчущие исполни благ и богатящиеся отпусти тщи». Богу неугодна существующая в греховном мире социальная пирамида, выстроенная на стремлении к власти и к преобладанию.

Закон христианской жизни – совершенно другой. Здесь все перевернуто, все наоборот. В этом и наставляет Господь Своих учеников: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Это означает, что каждый член христианского общества не только не должен стремиться к подчинению себе других, но обязан служить всем.

Чем богаче и сильнее человек духовно, тем усерднее он служит другим, тем ниже ложится в основание общественной жизни. Сильные духом оказываются внизу, более беспомощные и слабые наверху. Такая постройка получается устойчивой и прочной. Не может быть ни споров, ни вражды, ибо господствуют смирение и уступчивость.

Обычно возражают: смирение, мол, есть слабость, и уступчивостью могут злоупотреблять: протяни только палец, подставь только шею. Смиренный всегда оказывается в самом хвосте жизни, забитый, загнанный. Нет, человек должен быть сильным и смелым. Кто смел, тот и съел.

Такова философия большинства и основанная на ней обывательская мораль дарвинизма. Но основная ошибка такого взгляда на жизнь заключается в том, что смирение вовсе не есть слабость, это великая сила, всегда побеждающая.

Мы знаем, что человек добровольно силе не подчиняется, ибо это противоречит тому основному, что заложено Богом в человека: стремлению к свободе. Конечно, приказы деспота чаще всего исполняются, но всегда с раздражением и бунтом в душе. Бунтом, который только дожидается своего момента, чтобы проявиться открыто.

Только тогда, когда внешняя сила находит в себе моральное оправдание, она получает право на признание и добровольное подчинение.

На этом-то психологическом законе и основаны все идеологические оправдания власти и насилия. Но истинное оправдание и добровольное подчинение себе находит только любовь и смирение.

Чему ты охотнее последуешь: приказу начальника – или любящему совету ничего от тебя не требующего человека? Вряд ли здесь может быть два ответа. Деспотический приказ возмущает наше самолюбие и унижает достоинство. Совет любящего нас не возмущает. Ибо мы видим, что он дается не для того, чтобы подчинить нас. Смиренный сам служит нам ради нашей же пользы.

Поэтому самым большим почитанием всегда пользовались не великие тираны, но люди великого смирения. Несметные толпы из всех слоев общества собирались у порога кельи преподобного Серафима Саровского или Амвросия Оптинского. О таком искреннем почитании, о таком влиянии, о таком господстве над сердцами не могли мечтать никакие наполеоны века сего.

Ни преподобный Серафим, ни Амвросий, ни подобные им, никогда не стремились на первое место, но неизменно оказывались первыми, потому что были последними. Вот урок Господа в действии. Вот истинные звезды, а не те, которые мелькают на политическом или эстрадном небосводе. Вот идеал и всем нам, труднодостижимый по нашей греховности, но истинно великий.

Аминь.

Материал предоставлен радио «Град Петров»

 

Добавить комментарий