Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в четверг 6-й седмицы по Пятидесятнице

Чтение:  Мф., 54 зач., XIII, 36—43

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея разъясняет притчу о пшенице и плевелах. Вспомним, о чем шла речь в той притче. Там, как и в большинстве притч Господа, говорилось о Царстве небесном, то есть о вечной жизни, где больше не будет греха и смерти, но где царствие, власть будет принадлежать Богу, жизни и любви. Это Царство небесное начинается уже здесь, на этой земле, в нашей нынешней смертной жизни.

Здесь сеются семена Царства. Но здесь же сеет свои семена зла и диавол. Все перемешано в этой жизни, добро и зло. Подобно тому, как на пшеничном поле вместе растет и пшеница, и плевелы –  сорняк, колос которого вначале очень похож на колос пшеницы. Разумный хозяин не станет прежде времени пропалывать все поле, так как вместе с плевелами может выдернуть и пшеницу.

Но и позже, когда семена плевел уже можно будет отличить от зерен пшеницы, разумный хозяин не будет пытаться пропалывать поле, так как к тому времени корни плевел так переплетутся с корнями доброго злака, что, выдергивая одно, неизбежно повредишь другому. Надо дожидаться полной зрелости пшеницы и жатвы. Вот тогда, орудуя серпами, жнецы соберут плевелы в одни снопы, а пшеницу в другие. Первые уничтожат, а вторые сохранят в житницы, то есть в Царствие небесное.

Этот пример из обыденной жизни был понятен слушателям Иисуса Христа, понятен без особых разъяснений. Всякий понимал, что Господь тем самым отклоняет все попытки насильственными действиями удалять плевелы, растущие среди нас. Правда, само существование этих плевел явно противоречит воле Божией.

Спаситель разъясняет, что сорняки посеял не Господь, но враг, то есть диавол. Но, несмотря на это, Иисус Христос отвергает всякие усилия утвердить добро путем истребления зла. Вечное искушение человечества, которое, несмотря на все неудачи на протяжении всей своей истории, постоянно пытается построить свое счастье, указывая на тех, кто, якобы, этому счастью мешает, преследуя и уничтожая их, с полным убеждением в своей правоте.

Господь Своей притчей нас учит, что мы, люди, неспособны различить зло в его зародыше, когда плевелы и пшеница почти неотличимы друг от друга. Но и тогда, когда зло вырастает и становится явным, мы, устраняя его из мира, подвергаемся опасности вместе с ним истребить и добро. Таков был вывод притчи о плевелах и пшенице.

Но тут немедленно возникало возражение. Разве такое долготерпение в отношении зла не приведет к тому, что распоясавшееся зло погубит всякое добро? Кроме того, всегда есть опасность не только прямой активности зла, но и разлагающего воздействия его, как примера? Разве мы не видим, что дурной пример заразителен? Если это так, то не превращается ли долготерпение в преступное равнодушие? Если мы будем слишком сдержаны в отношении зла, то плевелы, в конце концов, задавят пшеницу, и доброе зерно исчезнет…

Вот на эти естественные возражения Господь и отвечает Своим сегодняшним разъяснением притчи о плевелах и пшенице. Возражения, учит Он, были бы справедливы, если бы Царство небесное должны были сотворить и выстроить мы, верующие; если бы это мы, ученики Иисуса Христа, были ответственны за состояние Царства небесного. Если бы Царство небесное зависело от нас, от наших способностей и возможностей. Но все это не так.

Во-первых, учит Господь, Царство небесное есть и остается не нашим земным царством, которое мы созидаем и утверждаем по нашим земным законам. Царство небесное – не наше, но Царство Сына Человеческого, то есть Царство Иисуса Христа.

Эта мысль очень важна для евангелиста Матфея. Недаром он один из всех евангелистов говорит о Царстве Сына Человеческого. Власть в этом Царстве принадлежит не нам и зависит не от нас, как бы нам ни хотелось обратного. Именно об этом говорит притча о Царстве небесном, которое подобно горчичному зерну, которое хотя меньше всех семян, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом. Или притча о закваске, которая мала, но сквашивает все тесто. Что все это означает?

Да то, что Царство небесное растет не нашей, но собственной силой. В своем росте оно зависит не от наших силовых действий, но от нашей готовности, от нашего согласия дать ему расти среди нас и через нас по его собственным законам. Давать в нас простор благодати Божией, а не нашим, всегда сомнительным мнениям и не нашим, всегда ограниченным силам –  вот наша обязанность.

Это означает, что присутствие Царства небесного в нашем мире зависит от того доверия, которое мы оказываем ему и его Царю, нашему Господу. Но доверие это, то есть вера, означает для Церкви также готовность предоставить расти и сорнякам и противостоять всякой привычке и почти неистребимому желанию различать между злыми и добрыми, между плохими и хорошими в Церкви.

Возможно, сейчас, после двухтысячелетний истории Церкви, мы понимаем это лучше, чем тогда, когда Господь поучал Своих учеников. Сам соблазнительный вид христианства раздробленного и тем самым ослабленного в своем свидетельствовании миру лучше всех слов и поучений говорит о правоте слов: «Не судите никак прежде времени».

Наконец, во избежание всяческих недоразумений следует еще раз подчеркнуть, что Господь говорит именно о Царствии Небесном, а не о каком-либо царстве земном. Людям свойственно путать эти два несхожих царства. Многие горделиво полагают, что знают, как следует земными средствами установить Царство небесное на грешной земле. Таковые путают свою доморощенную идеологию с религией. Они устраивают перевороты и революции, жертвуя жизнями неисчислимого множества людей ради, якобы, счастливого будущего. Но получают при этом всего лишь свое новое земное царство, которое оказывается еще хуже прежнего.

Мы же, христиане, не должны забывать, что земные царства существуют по своим законам, а Царство небесное – по своим, диктуемым не грешными людьми со всеми их заблуждениями, но Святым Богом любви и истины.

Аминь.

Материал предоставлен радио «Град Петров»

Добавить комментарий