Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на Отдание праздника Воздвижения Креста Господня (03.10.2004 г.)

Чтения:   Гал. 2, 16-20;  Мк. 8, 34 — 9, 1

Запись и расшифровка – Л.Голубкова

Редактура – О.Суровегина

Во имя Отца и Сына и Святаго  Духа.

Возлюбленные отцы, братья и сестры!  Сегодня отдание праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Поэтому и чтение на литургии, в первой ее части, было чтение о Кресте, чтение из апостола Павла, из послания к Галатам, где Павел говорит о том, что он сораспялся Христу на кресте, и что уже не он живёт, но живёт в нём Христос. И чтение из Евангелия от Марка, где звучали знаменитые слова Христовы о том, чтобы каждый взял свой крест и следовал за Ним. «А тот, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Господа Иисуса и Евангелия, тот и спасет ее».

Всё это взаимосвязано между собою. Речь ведь идёт о двух способах человеческой жизни: о жизни своевольной и самонадеянной, уповании только на собственные силы, которые есть силы природные, силы греховные, и – о уповании на Бога.

Прежде чем Господь Иисус Христос сказал свои слова «Возьми крест свой и следуй за Мной», речь ведь шла об исповедании Иисуса как Христа и Господа апостолом Петром. «За кого почитают Меня люди?» – спрашивал Иисус у Своих учеников. А за кого могли почитать Иисуса Христа? Видимо, за пророка. Некоторые, правда, (среди них и многие будущие апостолы) считали его действительно Мессией, Спасителем. Но ведь Мессия представлялся иудейскому народу (а таковыми были и будущие апостолы) в виде властного владыки. Сильная рука, которая будет господствовать над всеми, которая поведет всех путем земного богатства, славы и счастья, раздаст всем хлеб и деньги, работу и здоровье. То есть ожидали от Мессии, как от великого земного вождя, царя, владыки, всяческих благ. Так и мы часто уповаем на то, что нам посыплются всякие блага со стороны правительства, государства, общества. Многие так надеются.

Но это не высшее благо, всё это мирское. И когда Пётр признает Иисуса Христом, Господом, то Христос молчаливо соглашается с этим, правда, говорит: «Лучше никому не сказывайте об этом», чтобы народ не увлекался своими мечтами и не придавал Иисусу Христу той роли и того значения, которого Он не имеет. Ибо Он пришел не для того, чтобы Самому идти к земной славе и не для того, чтобы людей вести к земному зыбкому богатству, славе, здоровью и счастью. Всякая земная жизнь, как мы знаем, всё равно кончается в могиле. Какая уж там слава? Какое там богатство? Но Он пришел для того, чтобы спасти людей путями, которые были до сих пор людям совершенно неведомы – исполнить волю Божию через искупление людей собственной кровью и собственной жизнью. Жизнью Сына Бога, жизнью Богочеловека.

Но вот этого-то как раз не осознавал ни народ, ни те апостолы, которые окружали Иисуса Христа, своего великого Учителя. И когда Петр начинает прекословить Иисусу и говорить, что нет, не надо Тебе идти в Иерусалим, не надо Тебе идти на мучение и казнь, это не Твое дело, как же это так? И тогда Иисус говорит Петру: «Отойди от меня, сатана». Эти мысли, которые были у Петра – мысли общие для всего иудейского народа, и сказано это было от чистого сердца и от желания  блага Иисусу Христу. Но какого блага? Блага земного! И Иисус Христос считает, что эти мысли навеяны врагом рода человеческого – сатаной.

Ведь по существу есть два пути: либо путь мирской, либо путь по Богу. Вот Фома (это уже в другом Евангелии, в Евангелии от Иоанна) спрашивает Иисуса Христа: «Каким путём мне идти?» Иисус отвечает ему: «Я есть Путь и Истина и Жизнь. Иди по Мне». Вот и здесь также: «Возьмите крест свой и следуйте за Мной», следуйте Евангелию. Ведь наша жизнь подобна вот такому пути. А конец-то этого пути, мирского пути – это грех, страдание, смерть, у каждого из нас, так или иначе.

Но есть ведь и другой путь, который выше этого мирского пути. Никто не знает своего будущего. Никто не знает будущего собственной страны, собственного народа. Существуют учёные, так называемые футурологи, которые загадывают это будущее, как будто бы они могут что-то предсказать. На самом деле всё это фантазии. Ибо будущее всегда неожиданно. И весь мир простирается, все будущее простирается перед нами как какая-то пустыня или как какое-то болото, через которое всё-таки надо пройти. И надо искать путь! И одни будут прыгать с кочки на кочку, ища посуше место, но так или иначе они провалятся в болото. Другие будут мужественно искать собственные пути, прокладывать какие-то дорожки через эти пустыни и болота. Но всё равно все эти пути, которые человек выдумывает сам себе, своевольно и самонадеянно, обречены. А ведь именно так и жил еврейский народ, когда он хотел следовать закону Божию, закону Моисееву, и думал, что они исполнят этот закон и за это получат всевозможные блага и уже даже на этой земле.

Вот эта самонадеянность всегда ведет в никуда. Об этом и говорят сегодняшние чтения: законом никто не оправдается перед Богом. Собственными делами никто не оправдается. Оправдает нас только Сам Бог через Иисуса Христа. А нам остаётся только довериться Ему и исполнить то, что в Евангелии называется «вера». Некоторые понимают веру как нечто такое чисто интеллектуальное. Например, спрашивают: «Неужели ты веришь в то, что Бог существует?» – «Да, я верю, что Бог существует». Но не об этой вере говорит нам Священное Писание. Вера в Священном Писании – это доверие Богу, в существовании Которого у евреев, конечно, не было ни малейшего сомнения, там об этом даже речи не было. Это именно доверие Богу.

Итак, через болота, через пустыни, через горы этой земной жизни самим нам не пройти. И этот путь, как бы мы его себе ни выдумывали, известно чем закончится. Надо искать проводника. Какого проводника? Земного проводника? Нет, не выйдет. Он такой же, как мы, и ничем не лучше. Поэтому надо искать проводника божественного. Вот Иисус Христос и протягивает нам Свою руку. Но эта рука будет вести нас истинным путем, который далеко не всегда будет согласен с нашими желаниями и теориями, потому что предполагается, что мы будем брать свой крест и следовать за Ним.

Что это значит? Это значит, что у каждого человека свои трудности в жизни, свои ситуации. И у всех разные. И не надо думать, что мы своевольно изменим эти ситуации. Речь, конечно, идёт не о том, как некоторые иногда думают, что надо всегда быть пассивным перед тем, что случается в этой жизни. Иногда, например, считают, что если я заболел, то это Богу угодно, и я не буду лечиться. Нет, не об этом, конечно, идет речь. Мы всегда должны стремиться к лучшему. А всё-таки здоровье лучше, чем болезнь. Но бывают такие ситуации, когда болезнь неизлечима. И это мы знаем. Например, наше природное заболевание ­– это следствие греха, который мы несем на себе. Наше старение неизлечимо, и смерть так или иначе ждет нас. Тут уже ничего не поделаешь, с этим приходится смириться. Это наш крест, который надо терпеливо и спокойно вынести. Но бывают такие вещи, которые можно изменять, действия сатанинские как такие болезни, которые Сам Господь Иисус исцелял.

Не об этом речь. Речь идёт о своевольном изменении своей жизненной ситуации. Помните, что нас Господь призывает в определенной жизненной ситуации. Значит, Он хочет нас видеть именно такими, какие мы вот сейчас есть, вот в этом положении, но только чтобы мы были терпеливы и улучшали себя согласно Евангелию, которое нам предлагается. Слушаться голоса Божия!  Об этом навсегда подсказывает и окружающий мир, и наше сердце. И Церковь Божия своей заповедью любви. Вот это единственное, что от нас требуется.

А суетиться и стремиться во что бы то ни стало искать себе какие-то якобы лучшие пути в этой жизни – нет. Вот я призван быть врачом, скажем. Или учителем. А мне это не нравится: у учителя такая маленькая зарплата! И у врача такая маленькая зарплата! Дай-ка я стану бизнесменом. Да не удастся тебе этого. Тебе не дано, как бы ты ни хотел, как бы ты ни суетился, ни старался. Не будет этого. У каждого есть свой путь, который дал ему Господь Бог. И особенно надо прислушиваться к тому, что нам дается после крещения. Ибо после крещения Господь дает каждому свои особые харизмы, свои особые пути, свои особые задания. Это и есть тот крест, который мы должны нести.

Поэтому прислушаемся к словам и Господа Иисуса Христа о кресте, и к словам апостола Павла о сораспятии, то есть о смерти для этого мира. Что это значит? Это значит смерть для своеволия и самонадеянности. Не твоя воля, а воля Божия пусть будет в каждом из нас. Не на себя надеяться, а надеяться на Бога и на Христа – вот о чём говорят сегодняшние чтения, посвящённые Кресту Господню.

Аминь.

Добавить комментарий