Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в Неделю 16-ю по Пятидесятнице (16.09.2007 г.)

Чтения:   Мф. 25, 13-30

Запись и расшифровка – Л.Голубкова

Редактура – О.Суровегина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее евангельское чтение заканчивалось словами: «Имеющий уши да слышит!» Притча о талантах из Евангелия от Матфея, прочитанная сегодня, действительно достаточно сложна для понимания – так что нужно иметь уши, чтобы слышать.

Господь Иисус Христос, когда Он разговаривает со Своим окружением (а за Ним ходили ведь толпы людей, которые внимали Его пророческому слову), всегда старается говорить так, чтобы это было понятно Его современникам, Его окружению. Но многое из того, что было понятно Его современникам, далеко не всегда понятно нам. Потому что изменились условия жизни, условия социальные, все изменилось, да и язык у нас другой совсем. Иисус Христос обычно Свои притчи говорит как притчи о Царствии Божием. Это большинство: девять из десяти притч. И в данном случае тоже речь идет о Царствии Божием, но отчасти. При этом Господь всегда использует те образы, которые были близки Его современникам. Иногда эти образы кажутся нам очень странными. Вспомните, например, притчу о неверном управляющем. Она довольно сложна для понимания, ее надо растолковать. Ибо то, что было абсолютно ясно современникам, далеко не всегда ясно нам. Притча, конечно, аллегорическая. Бог там представлен в виде хозяина, которого обкрадывает его управляющий. Ну а управляющий это мы, которым поручено какое-то управление хозяйством Божиим.

Примерно то же самое и в сегодняшней притче о талантах. О чём она говорит буквально? О том, что был некий богатый, состоятельный человек (разумеется, аллегорически это означает Господь Бог), у которого было большое состояние и были рабы. Нам не надо удивляться. Дело в том, что в древнем мире так было принято: были свободные люди и были рабы. Только два фактически социальных слоя. Это сейчас у нас много разных социальных слоёв. А тогда были два: свободные и рабы. И это было нормально. Раб не имел ничего своего, он даже сам себя не имел. Он полностью принадлежал своему хозяину. И у него не было никакого состояния. Всё было хозяйское.

Вот и в данном случае, смотрите, аллегорически: ведь мы же рабы Божии. И у нас, собственно, ничего нет своего. Кроме собственной воли свободной, кроме собственного сердца, которое мы можем по своей воле отдавать либо тому, либо другому. А можем и не отдавать. Над нашим сердцем, над нашей волей не властен даже Сам Господь Бог. Так же, как над волей раба не был властен даже его хозяин. Он был властен над его телом, над его состоянием, над его здоровьем – над чем угодно, но только не над его сердцем, не над волей. Вот такая аллегория. Дальше что происходит? Хозяин, будучи крупным капиталистом, уезжает в какую-то дальнюю страну и оставляет часть своего состояния, не очень большую, впрочем, одному рабу, другому рабу… С какой целью? Да с целью прибыли! Одному оставляет пять талантов (это не очень большая сумма денег; талант – это денежная единица). Другому – два таланта. И уезжает надолго. А третьему – один талант. И какая задача поставлена перед рабами, чтобы угодить своему господину? Они должны отдать деньги другим капиталистам, каким-то банкирам, в рост, чтобы, когда хозяин прибудет, у него было бы побольше денег. Причём, конечно, это приумножение не принадлежит рабам; все это, конечно, хозяйское. Ну вот возвращается хозяин. И один раб ему возвращает в два раза больше денег, второй – в два раза больше денег, хозяин хвалит: «Хорошие рабы! Радуйтесь вместе со мною». А третий раб ничего не отдал, кроме того единственного таланта, который он получил. Он, как здесь говорит его господин в нашем славянском и русском переводе, «лукавый и ленивый раб». Несколько неточный перевод. Если мы будем смотреть в подлинник греческий, то увидим: «раб злой и трусливый». Трусость этого раба мы чувствуем в его собственных словах: «Я знал, что ты, хозяин, жестокий человек и берёшь там, где не твое, собираешь не то, что сеял» и так далее. Трусит он, боится. Боится ответственности. Что, если он отдаст этот талант в рост и ничего не получит? Всякое же бывает в капиталистическом мире, да? Прогорают банки, обманывают банки. И вот он закапывает свой талант в землю, чтобы хотя бы это сохранить. «Бери то, что твое», – говорит он говорит, отдавая ему один талант. И хозяин его за это не поощряет, а, наоборот, называют трусом и злым рабом. И отнимает у него этот талант и отдаёт тому, кто преумножил ему деньги.

Разумеется, разумеется, это всё аллегория. И по-разному в истории Церкви, у святых отцов толковались эти самые таланты. Ну, самое общее толкование такое: каждому из нас Бог вручает Свой благодатный дар. Одному – такой, другому – другой. У всех дары разные, как говорит апостол Павел. Кому-то он вручает знание слова Божия и веру, чтобы это слово нести, чтобы умножать веру в мире. Другому даёт какие-то удивительные свойства – например, способность к благотворительности, ведь не у каждого же она есть, правда? Конечно, есть такие люди, которым и благотворить-то нечем: у него самого-то пенсия с гулькин нос! Что он там может кому отдавать? А есть такие, у которых достаточно денег, и им дается, может быть, дар благотворительности от Бога. У третьих – ­там дар пророчества какого-нибудь. У четвертых, может быть, дар исцеления. У кого-то – просто дар любви, скажем. Или добродеяния самого элементарного в быту. Но всё это от Бога, всё это не наше! Так же, как и собственные наши тела-то не наши: сегодня я есть, завтра меня нет. Поэтому от нас зависит только наша собственная воля, чтобы умножать эти таланты, данные от Бога.

Ибо… и вот здесь возникает еще одна аллегория. Хозяин ушел. Что это означает? Это означает вознесение Воскресшего Иисуса Христа. Когда-то Он был с людьми, а потом Он стал одесную Бога Отца на небесах. Мы же не видим в небесах Иисуса Христа. Но мы живём Его талантами. То есть дарами Духа Святого, которые Он нам оставил. Он удалился от нас, но будет Второе Христово пришествие. И будет суд, Страшный суд, когда каждый ответит за то, как он распорядился теми талантами, теми дарами Божиими, которые ему вручены.

Существуют люди, которые щедро умножают это дар и радостно возвращают с прибытком Своему Хозяину, и Он отблагодарит их за это, наверное, в вечной жизни. А существуют люди, которые трусливы, которые боятся всего на свете. Ну, например, люди, которые думают: «Не надо вмешиваться ни во что, надо держать хотя бы того, что у меня есть. А что у меня есть? Вот уставы, например, церковные. Буду их хранить. Буду молиться в такое-то время. В церковь смогу сходить в такое-то время. Вот причаститься в такое-то время. И этого достаточно. Достаточно, достаточно! Это то, что я соблюдаю. Больше ничего не надо!»

То есть люди недеятельные, люди, которые стремятся к такому элементарному церковному благочестию. И дальше их уже ни фантазия, ни сердце не влечет к умножению даров Божиих.

И вот сегодняшнее апостольское чтение, апостола Павла, показывает нам обратный пример. Бесстрашие! Ведь посмотрите, апостолу был дан дар миссионерства. То есть распространения веры через слово Божие, распространение Евангелия. И он бесстрашно идет в мир; он перечисляет вот в сегодняшнем чтении всякие неприятности, беды, которые случались с ним в жизни. Он бы мог спокойненько сидеть и наслаждаться тем, что он во Христе, ему хорошо, Он исполняет самое необходимое… Так нет же! Он же идёт в мир, там опасности, помните, он перечисляет и унижение, и побои, и скорби всевозможные. Но при этом ведь Бог и дает ему силы! При том, что его унижают, он не унижен; при том, что свои же его бьют, он спокоен, при том, что его оскорбляют, он радуется! Все это Божия поддержка, это Божия награда за бесстрашие и за умножение своих талантов. И, конечно, это крайний такой предел для нас. Но к нему надо стремиться!

Возникает, конечно, вопрос: а в какой мере надо проявлять свою активность в мире? Ну, например, распространение слова Божия. Всем нам известны примеры из нашей жизни, мы видим их чуть ли не повседневно, когда какие-то люди, а, как обычно это бывают, пожилые женщины, подходят к нам на улице и всовывают всякие там брошюрки относительно Слова Божия. Есть такие сектанты, которые по квартирам ходят: «А вот вы читали? А вот Вы знаете…?»  И нас это раздражает. Мы чувствуем, что здесь что-то такое не то. Что-то излишнее, что-то, что насилует нас, нашу волю. Навязывается нам, да еще кем? Ведь мы видим, что они и сами Слова Божия не знают и не понимают! Это такой вот пример вмешательства недолжного. Ну а где границы должного и недолжного вмешательства? Как почувствовать, где ты что-то можешь сделать и где тебе не надо ничего делать? На этот вопрос нет ответа. На этот вопрос нам может дать ответ только наше собственное сердце, если оно пребывает в Духе Святом. И если вы действительно верите. Если вы уповаете на Бога и чувствуете его присутствие – Христово присутствие, невидимое присутствие в Духе Святом среди вас. А это и есть вера. Без этого никакой веры нет. Без этого вы в миру и полностью язычники. А вот если вы чувствуете, что Христос среди нас, то Он среди нас. И Духом Святым вам будет дана, конечно, и уверенность, как поступать и что делать. И спокойная совесть, что бы вы ни сделали. Это идеальное состояние, к которому надо стремиться.

Увы, увы, у многих из нас мир настолько застлал глаза! И вот эти мелкие события, и мышиная семейная возня, какие-то соседи, какие-то события в мире, в государстве, телевизор, то, другое – что мы при этом за этой пеленой абсолютных иллюзий не усматриваем глубины бытия. Нашего собственного бытия! Глубины всего этого мира, в котором действует и господствуют Бог. Мы Его не чувствуем, не видим! А потому мы и без веры сидим. Потому мы и скорбим, потому и устрашаемся, потому мы и боимся всего на свете. Потому мы и подходим на исповеди и говорим всякую ерунду, которая нас преследует. Вот всего этого надо избегать. Избежать всего этого можно, только прочувствовав, что же такое быть в Духе Святом. Что же такое Бог, Который в нас и вокруг нас.

Вот ко всему этому и призывает нас сегодняшнее чтение. Умножайте свои таланты! У каждого из нас есть прекрасные, очень большие таланты от Бога. Прочувствуйте их и умножайте! Господь с вами!

Добавить комментарий