Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в день Святой Троицы (27.05.2007 г.)

Чтения: Деян. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12

Запись и расшифровка – Л.Голубкова

Редактура – О.Суровегина

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Праздник Пресвятой Троицы – так в народе называют праздник Пятидесятницы. И это недаром. Когда мы произносим наш Символ веры (а за Литургией мы каждый раз это делаем), то мы исповедуем Пресвятую Троицу. Мы говорим о том, что мы веруем в Бога Отца и Творца. И тогда мы думаем о творении, о бытии вообще, о том, что всё, что мы вокруг себя видим, всё, что мы ощущаем, всё, что мы сами собой представляем, напоено Богом. Всё это как бы в океане Божественного бытия пребывает. Бог есть начало и конец всего.

Когда мы исповедуем Господа Иисуса Христа, Сына Божия, то мы думаем о Боговоплощении, о том Богочеловеке, Который творил, Который родился, делал, жил, умер на земле, воскрес и был прославлен.

Когда мы исповедуем Духа Святого (а сегодня мы именно это делаем, и завтра – День Святого Духа), то мы думаем прежде всего о нас самих, о Церкви. Об этом сегодня говорит и книга Деяний святых апостолов; о Церкви и о верующих людях говорит нам и евангельское чтение. Вот Дух Святой, как шум сильного ветра, поднялся над головами апостолов. И на них снизошли огненные языки с небес. Конечно, этот яркий, образный рассказ напоминает нам и о творении. О том, как бурный ветер носился над хаосом, над бездной, и тогда начал возникать весь видимый нами мир.

Но этот мир погряз во грехе, и этот грех ведет весь мир к небытию. И вот над этим миром, которому угрожают небытие, смерть, снова проносится бурный ветер Духа Божия. Надо сказать, что в оригинальном тексте Священного Писания (в еврейском тексте, а также и в греческом тексте Нового Завета) само слово «дух» означает одновременно и «ветер», это «дуновение», как бы буря проносится над миром. И вот в результате этого нового излияния Духа Святого возникла Церковь. Так что сегодняшний день, когда мы исповедуем Духа Святого, мы одновременно думаем и о нас самих, о Церкви. Это день рождения Церкви.

Церковь – это не собрание людей по интересам, это не собрание людей в силу какой-то исторической необходимости или в силу какого-то общественного договора. Это целиком и полностью излияние Духа Святого. Никто не приходит к Господу Иисусу Христу иначе, как силою Духа Святого.

И тогда люди начинают верить, любить и надеяться. Обретают вот эти три важнейших дарования Святого Духа, которые цементируют Церковь, которые образуют Церковь как единое собрание, как общество.

Человек, каждый конкретный человек, исполняется Духа Святого в момент своего крещения, когда на него тоже нисходит эта Божественная сила и дарует ему Божественные Дары, харизмы. Об этом говорит сегодня Евангелие от Иоанна: «Верующий в меня, – говорит Господь Иисус Христос, – подобен тому, из чрева которого истекут потоки живой воды». Немножечко непонятный образ, но характерный для библейской образности. Взят он из пророка Исаии, где говорится о том, что верующий человек подобен ухоженному благодатному саду, который напоён водою. И из этого сада будут истекать потоки воды. Вот так же и каждый верующий человек является тем центром, вокруг которого образуется как бы аура жизни. Каждый из нас является как бы семенем жизни, Божественной жизни в этом мире, над которым правит грех и в котором царствует смерть. Об этом мы не должны забывать.

Но что это означает для каждого из нас? А это означает следующее: мы получаем дары: веру, любовь, надежду. Эти дары как бы напояют нас той живой водой, которая переполняет, должна переполнять нас и истекать из нас вовне. И что же это означает? Вот у апостола Павла, в одном из его посланий, сказано, что это означает. Он благодарит Бога за то, что Он даровал нам дело веры, труд любви и терпение надежды.

Вера не является чем-то таким, что мы сами в себе можем вырастить. Это обязательно дар Святого Духа. И иначе, как Святым Духом, невозможно уверовать.

То же самое мы можем сказать и о любви. Мы не можем ведь сами в себе вызвать любовь искусственным образом. Любовь к нам приходит, приходит от Духа Святого. Конечно, речь идет не об обычной, естественной любви, которая характерна для любого живого существа. Речь идёт о сверхъестественной, христианской любви, о который говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди, когда человек способен любить или относиться доброжелательно даже к своим врагам. Это же ведь противоестественно с точки зрения обычного мира. Это возможно только Духом Святым!

Ну и, наконец, надежда. Надежда, то есть ожидание благого конца этого мира, связанного со вторым Христовым пришествием и судом Божиим над этим миром, возникновение нового мира – Нового Иерусалима, исполненного благодатью Божией. Это тоже не может прийти к человеку естественным путем, это дается Духом Святым.

Но на каждый дар необходимо ответить! Когда вы получаете какой-то подарок, Вы ведь должны быть благодарны. Так принято в обычном человеческом общежитии. И плох тот человек, который на дар отвечает злобой или просто равнодушием. Вот так же и человек: если он получает Дар Святого Духа, он отвечает за него.

Вот сегодня праздник – Евхаристия. Евхаристия – это наше благодарение Богу. Благодарение за все те дары, которые Он нам даровал. За дар веры, как написано в Священном Писании, мы должны ответить делом. Каким делом? Если нам дана вера, то мы должны нести её дальше, мы должны продолжать дело Христово на Земле делом и словом, словом и делом. Вот каждый из нас должен быть тем центром миссионерской апостольской деятельности, которая нам и заповедана Господом Иисусом Христом. Как? Это дело уже каждого отдельного человека. Рассчитывайте свои силы. Можете ли вы словом возвещать Евангелие? – Возвещайте! Не давно вам этого – старайтесь делом возвещать Евангелие. Каким делом? Да делом любви!

Об этом говорит и второй дар – любовь. Если вам дана любовь, то тогда вы должны трудиться. Труд любви – вот ваш ответ на Божественный дар. А что это за труд? – Благодеяние по мере возможности. По мере возможности усердие в благих ваших делах по отношению хотя бы к своим ближним. Не можете дать многого многим – дайте немногим. Не можете дать немногим – дайте хотя бы тому, который рядом с вами стоит. Но что-то вы должны давать в ответ на ту любовь, которая излилась в сердца ваши.

Ну и, наконец, – надежда, то есть ожидание второго пришествия Христова, надежда на Господа нашего Иисуса Христа. То упование, о котором говорит Священное Писание – это тоже дар Духа Святого. Как мы должны ответить на этот дар? – Терпением. А лучше говоря – выдержкой и стойкостью. Дело в том, что мир, который нас окружает, нас постоянно искушает. Он не дает нам никакой надежды. Абсолютно никакой надежды! Если дает какую-то надежду, то очень-очень временную надежду. И ничего доброго от этого мира, кроме нашей смерти, а также смерти всего мира, мы ожидать не можем. Если мы и надеемся, то надеемся Духом Святым только потому, что мы веруем в Бога, веруем во Иисуса Христа, веруем в Его Евангелие. И вот эта вера – тоже дар Духа Святого. Но мир-то нас окружает! И как же трудно надеяться и ожидать в этом мире, который нас постоянно искушает! Для этого требуется наш ответ, наша выдержка, наше терпение, наша стойкость во всех жизненных ситуациях и во всех невзгодах.

Но люди ведь очень слабые существа, и мы с вами тоже немощные и слабые люди. Нас постоянно искушают злые силы. И мы постоянно колеблемся между верой и неверием. Хотя мы и не являемся рабами греха, но тем не менее грех-то существует рядом с нами и в нас самих тоже! И мы всё время бываем склонны или удобопреклонны подчиняться греховным помыслам, греховным действиям. И поэтому человек постоянно нуждается в подпитке вот этой силой Божией, Духом Святым ежедневно и ежечасно. И неудивительно, что мы призываем Духа Святого, чтобы Он снизошел на нас и помог нам ежедневно, и по нескольку раз. Вот и сегодня так же. Мы будем петь и говорить молитвы Святому Духу: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Аминь.

Добавить комментарий